Город в предпродажной подготовке

Общество
Москва, 19.07.2004
«Эксперт» №27 (428)
В России появилось новое поколение провинциальных предпринимателей, которые убеждены, что идея может изменить среду обитания. Группа таких бизнесменов пытается излечить приграничный Выборг от "муравьиного капитализма" и сделать из города ходовой товар

Индивидуальный предприниматель Елена Симакина сидит в палатке и продает финнам белорусский лен. Раньше индивидуального предпринимателя тряс ОМОН, но потом появился вмененный налог, и омоновские претензии отпали сами собой. Теперь Симакина платит 915 рублей в месяц и не нервничает. За десять лет, проведенных на Рыночной площади, она выучила финский язык - без иноземных слов ни рушник, ни простыню не продашь.

- Посмотрите, что у меня есть, - очень бойко говорит Симакина по-фински. -. Эта скатерть украсит ваш стол. А полотенце? А кофточка? Это же так дешево!

Пожилая финка останавливается у лотка и начинает торговаться.

Симакина - типичный персонаж выборгского турбизнеса (в местном варианте это бизнес на интуристах).

- Ой, да тут весь СССР торгует, - машет рукой Симакина. - Азербайджанцы, узбеки, грузины, белорусы. Вон Федя-таджик ходит, плов предлагает. Он тоже тут работает.

Рыночная площадь утыкана стальными костылями. Костыль забивается в брусчатку по самую шляпку. Четыре штуки на четыре квадратных метра. Малый бизнес, торгующий на площади, привязывает к таким костылям палатки - чтобы не улетели. Вечером опустевшая центральная площадь напоминает лес после грибного дождя - из брусчатки торчат шляпки.

На рынке продается все. От фаллоимитатора с моторчиком до патефона, исторгающего "Вальс цветов". С утра до вечера по площади ходят финны и скупают одежду, текстиль, антиквариат, военную форму, даже бэушные сотовые телефоны. Цены ниже финских в два-три раза, и торговля идет бойко. Деньги на Рыночной площади делаются легко. В этой легкости - беда местного бизнеса. К легким деньгам он привязан так же, как его палатки к костылям - намертво.

Приграничная зона породила еще один вид местного предпринимательства - тушканизм. Тушканы - фарцовщики особого рода. До 1991 года город фарцевал направо и налево. Вывезенные из Финляндии мебельные гарнитуры прятали в лесах нейтральной полосы Сайменского канала. Потом наведывались к "захоронкам" за отдельными предметами - все сразу ввозить запрещалось законом. Говорят, леса под Выборгом напоминали универмаги Хельсинки.

После 1991 года стало выгодно тушканить - возить финнам водку, сигареты, шмотки. Каждый день семейства официально безработных жителей Выборга едут на машинах с прицепами в сторону границы. Виза стоит 35 евро, страховка - около 10. В машине пятеро - пять литров водки, пять блоков LМ и что-нибудь из вещей. За ходку чистая прибыль тушкана - не меньше 1000 рублей, а ежемесячный заработок - около 300 долларов, что для провинциального города более чем неплохо.

Правда, тушканы, как и легальный бизнес на Рыночной площади, не знают, что назревает бунт. В городе появилось новое поколение предпринимателей, желающих изменить имидж Выборга - места, где сегодня можно закупить товара разного подешевле и упиться водкой. Эти выборжане хотят работать цивилизованно и творчески и жить в красивом и чистом городе, а выход из нынешней ситуации они видят в осуществлении необычных идей. Речь идет о ставшем уже характерным для Рос

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (428) 19 июля 2004
    Президентская кампания на украине
    Содержание:
    Лучше бы что-нибудь третье

    В случае победы Ющенко на выборах Украина вернется во времена первого срока Кучмы, а в случае победы Януковича - к первому сроку Путина

    Экономика и финансы
    Обзор почты
    Реклама