Объединятся ли SAS и Finnair

26 июля 2004, 00:00

Руководство скандинавской группы авиакомпаний SAS Group, которая занимает четвертое место по числу перевозимых пассажиров в Европе, вновь заговорило об альянсе с финской авиакомпанией Finnair - десятым по величине европейским авиаперевозчиком. Из-за жесткой конкуренции в Европе SAS убыточна на протяжении трех последних лет (в 2003 году ее убытки составили 181,9 млн долларов).

Finnair - один из наиболее опасных конкурентов SAS. Дело в том, что обе группы практически одинаково позиционируют себя на рынке авиаперевозок. И Finnair, и SAS работают на регулярных и чартерных рейсах. Обе отдают приоритет североамериканскому, западноевропейскому и азиатскому направлениям. Для обеих "домашним" рынком являются страны Северной Европы и Балтии. Борьба за "домашние" регионы уже заставила SAS понизить тарифы на скандинавские рейсы на 20-30%. В ответ финны также пошли на снижение цен, из-за чего закончили прошлый год с убытками в 25 млн долларов.

Очевидно, что альянс был бы выгоден обеим сторонам. Союз позволил бы сократить "лишние" маршруты и часть персонала, укрепить позиции на приоритетных рынках и существенно потеснить дешевых авиаперевозчиков. Однако около 50% акций SAS принадлежит правительствам трех скандинавских стран (Швеции, Дании и Норвегии), а 58,4% Finnair - правительству Финляндии. Пока национальные власти готовы мириться с убытками и настороженно относятся к сделкам такого масштаба. А значит, SAS и Finnair, по-видимому, останутся по разные стороны баррикад.