Нежданные богатства

Александр Кокшаров
11 октября 2004, 00:00

Благодаря высоким ценам экспортеры нефти получили неожиданно высокие доходы. Каждая страна распоряжается свалившимся на голову богатством по-своему

В конце сентября цена нефти пробила психологически важную отметку в 50 долларов за баррель. Хотя до окончания года осталось еще почти три месяца и прогнозировать цены на этот срок мало кто берется, большинство аналитиков полагают, что средний уровень цены на нефть составит в 2004 году около 35 долларов за баррель. Это в три раза больше, чем средний уровень в 1998 году, когда нефтяные цены находились на минимальном за два десятилетия уровне. И на 7 долларов больше, чем в прошлом году, который большинство аналитиков окрестили "годом высоких цен", за которым должно было последовать их снижение. Вопреки прогнозам цены только росли.

Крупнейшие потребители нефти явно обеспокоены рекордными в номинальном (но пока еще не в реальном) выражении ценами на нефть. На состоявшейся в начале октября в Вашингтоне встрече министры финансов "большой семерки" потребовали от стран ОПЕК увеличить добычу, чтобы стабилизировать ситуацию на рынке. Подобные требования вызваны опасениями, что в развитых странах высокие цены на нефть приведут к росту торгового дефицита, подстегнут инфляцию и в результате снизятся темпы роста. В последнем экономическом отчете МВФ утверждается, что повышение нефтяных цен на 10 долларов за баррель уничтожает один процентный пункт глобального экономического роста.

Но если для потребителей нефти высокие цены несут дополнительные риски, то для нефтеэкспортеров - неожиданные прибыли. Согласно оценкам министерства энергетики США, сделанным в июне 2004 года (то есть до ценовых рекордов августа-сентября), 15 крупнейших экспортеров нефти по результатам года заработают на экспорте 440 млрд долларов. Учитывая рекордные цены последних месяцев, эта сумма может оказаться ощутимо больше - до 500 млрд долларов.

Взлеты и падения

Из этих полутриллиона долларов около 80% - прибыль. Остальное - расходы нефтяных компаний на разведку, добычу и транспортировку нефти к экспортным терминалам. Учитывая, что эти затраты варьируют от 2 долларов за баррель в странах Персидского залива до 12 долларов в Северном море, можно подсчитать, что в этом году крупнейшие экспортеры нефти получат прибыль в 350-400 млрд долларов.

Такая норма прибыли - рекорд последних лет. В 1998 году общие доходы ключевых экспортеров нефти составляли всего около 160 млрд долларов, из которых около 60% приходилось на издержки. Страны с высоким уровнем издержек - Норвегия, Великобритания, Мексика, Россия - едва покрывали расходы на добычу и транспортировку нефти. Страны ОПЕК, в которых более 90% всего экспорта приходится на нефть, были вынуждены сократить расходы и прибегнуть к заимствованиям: даже при низких издержках нефтедобычи средств на поддержание социальной инфраструктуры не хватало.

"Страны-нефтеэкспортеры очень быстро извлекли уроки из 1998 года и перестали полагаться на то, что цены будут высокими. Поэтому в своих бюджетных расчетах в последние годы все эти страны исходили из консервативных прогнозов нефтяных цен, чтобы подстраховаться на случай их снижения", - рассказал "Эксперту" экономист исследовательского центра Global Insight Грэм Уил. Так, бюджеты большинства нефтеэкспортеров на 2004 год были сверстаны на основе прогнозов, согласно которым средняя цена нефти в нынешнем году составит 20-23 доллара за баррель. Поэтому неожиданно высокие доходы 2004 года в большинстве стран оказались выведены за пределы расходных статей бюджета. Свалившиеся на голову миллиарды в разных странах были использованы по-разному.

Оставить дома

Арабские страны Персидского залива станут ключевым получателем потока нефтедолларов - шесть стран региона (они объединены в Совет сотрудничества Персидского залива) получат в 2004 году около 180 млрд долларов. Высокие цены на нефть позволили им значительно улучшить финансовую ситуацию.

Из-за необходимости поддерживать высокие расходы в стране, где фактически единственной отраслью является нефтяной сектор, а население быстро растет, Саудовская Аравия нуждалась, по расчетам лондонского Центра глобальных энергетических исследований (CGES), в ценах 25 долларов за баррель. Для того чтобы поддерживать социальные расходы и обслуживать долг, стране нужны были средние цены в 27,5 доллара за баррель (чего не наблюдалось до 2003 года). В конце 90-х Саудовская Аравия была вынуждена прибегать к значительным заимствованиям. По религиозным причинам правительство страны отказывалось занимать за рубежом, поэтому брало в долг только на внутреннем рынке - размер внутреннего долга вырос до 176 млрд долларов, или 100% ВВП.

"Сейчас же у Саудовской Аравии и остальных стран региона достаточно доходов не только для выполнения бюджетов, но и для выплат по государственному долгу. По оценкам, к началу 2005 года размер госдолга страны сократится до 80-85 процентов ВВП", - сказал нам экономист лондонского CGES Манушер Такин.

Но направления инвестиций остальных нефтедолларов из арабских стран существенно изменились. Раньше традиционным пунктом назначения были развитые страны, прежде всего США. По некоторым оценкам, к середине 2001 года накопленный объем инвестиций одной лишь Саудовской Аравии в США составил около 750 млрд долларов. Эта сумма была эквивалентна примерно 7% американского ВВП. До 2001 года саудовские компании, банки и частные лица ежегодно вкладывали в экономику США около 4 млрд долларов. Значительная часть прибыли реинвестировалась на месте. Американская экономика была основным средством вложения для инвесторов из стран Персидского залива: на США приходилось около 60% вложений арабских инвесторов за рубежом. Еще 30% направлялось в Европу и 10% - в другие страны.

Но после 11 сентября 2001 года ситуация изменилась. Антиарабские выступления в США привели к оттоку саудовских капиталов. По разным оценкам, за последние три года из Соединенных Штатов было выведено от 100 до 200 млрд долларов саудовских инвестиций. В меньшем масштабе выводились из американской экономики инвестиции и других арабских стран: по оценкам CGES, около 50 млрд долларов с 2001 года.

Сегодня новые нефтедоллары в американскую экономику практически не направляются - этому мешают как новые правила регулирования рынков в США, так и ужесточение визового режима для граждан арабских стран. Так, американские банки должны сообщать финансовым властям США о любой транзакции на сумму более 10 тыс. долларов, осуществляемой иностранцами. Единственная сфера, куда, по мнению аналитиков, арабские нефтедоллары еще инвестируются, - это американские государственные облигации. По данным американского минфина, страны ОПЕК являются держателями облигаций на 43 млрд долларов. Впрочем, это на 5% меньше, чем в 2001 году.

Из-за невозможности вкладывать нефтедоллары в развитые страны в регионе Персидского залива наблюдается настоящий бум. Высокими темпами растут финансовый рынок (в Саудовской Аравии - на 51%, в Кувейте - на 26% с начала года) и рынок недвижимости, потребительские расходы, увеличиваются инвестиции в другие сектора экономики. Особенно это заметно в небольших странах, таких как Бахрейн, ОАЭ или Катар, которые пытаются диверсифицировать свои экономики, вкладывая значительные средства в недвижимость, аэропорты, финансовый сектор, туризм и сферу услуг.

В то же время правительства стран Персидского залива не тратят чрезмерные средства на грандиозные инфраструктурные проекты и не распределяют нефтяные сверхприбыли среди всех граждан страны, как это было в конце 70-х - начале 80-х. В этом виновата демографическая ситуация: население стран региона растет очень быстро, на 3% в год. Свою роль сыграла и долларовая инфляция. В реальном выражении доходы от нефтеэкспорта на душу населения в странах региона сегодня оказываются значительно меньше, чем двадцать лет назад. В Саудовской Аравии, например, реальные доходы от нефтяного экспорта на душу населения с 1980-го по 2003 год уменьшились на 83%.

"Сейчас правительства арабских стран предпочитают создавать рабочие места для быстрорастущего и молодого населения, а не просто раздавать деньги. Высокая безработица (около 50 процентов в Саудовской Аравии) в сочетании с радикализмом молодежи ставит вопрос о политической стабильности в регионе, поэтому правительства действительно озаботились проблемой диверсификации и создания новых рабочих мест", - полагает Манушер Такин. Однако высокие цены несут для арабских (впрочем, и для остальных) нефтеэкспортеров угрозу снижения необходимости экономических реформ. Так, многие новые рабочие места создаются в государственном секторе и не повышают эффективность экономики. Наоборот, финансирование этих рабочих мест становится заложником высоких цен на нефть.

Потратить сегодня

В Венесуэле, где у власти находится президент-популист Уго Чавес, с потоком нефтедолларов справляются иначе. Благодаря высоким ценам на нефть Чавес может выполнять свои обещания избирателям: увеличить государственные расходы на транспорт, образование, медицину и социальные пособия малоимущим, а также на создание рабочих мест в государственном секторе. Экономика Венесуэлы сильно зависит от нефтяного экспорта - на нее приходится 75-80% всех экспортных доходов и около 45-50% доходов правительства.

В 2004 году государственные расходы в Венесуэле выросли на 54% - до 14,8 млрд долларов. Это означает, что в текущие госрасходы уйдет 80% прибыли от нефтяного экспорта страны - в 2004 году Венесуэла заработает на экспорте нефти 26 млрд долларов, из которых примерно 20 млрд составит прибыль.

В то же время президент Чавес урезал инвестиционные планы государственной нефтяной компании Petroleos de Venezuela SA (PdVSA). Компанию вынудили выделить 1,7 млрд долларов на социальные программы, 700 млн долларов на транспортную инфраструктуру и 600 млн долларов на сельское хозяйство. В результате на инвестиции в разведку и добычу нефти у компании осталось 3 млрд долларов вместо первоначальных 5 млрд. PdVSA уже в течение многих лет страдает от нехватки инвестиций, и многие аналитики сомневаются, что она сможет поддерживать нынешний уровень добычи через несколько лет, когда цены могут опуститься ниже нынешнего уровня. Вопросы вызывает и долгосрочная стратегия правительства Венесуэлы, которое не откладывает деньги на случай снижения нефтяных цен.

Рачительные скандинавы

Норвегия среди стран-нефтеэкспортеров известна своим разумным подходом к использованию нефтяных богатств. Поскольку нефтяные запасы страны могут быть исчерпаны уже в течение ближайших десяти лет, правительство Норвегии с 1996 года откладывает часть прибыли от экспорта нефти в стабилизационный фонд, в котором на данный момент аккумулировано 136 млрд долларов. Эти средства в будущем будут использованы для выплат пенсий норвежцам, которые по уровню доходов занимают второе место в Европе после жителей Люксембурга. А пока средства стабилизационного фонда используются для инвестиций в низкодоходные (но при этом низкорисковые) госбумаги развитых стран - прежде всего в американские.

Повышение нефтяных цен и дополнительные прибыли правительство Норвегии решило использовать для стимулирования роста в других отраслях, которые в последние два года стагнировали. Пытаясь избавиться от яркого примера "голландской болезни" (в прошлом году ВВП Норвегии вырос всего на 0,5%), в августе 2004 года правительство объявило о сокращении налогов на 4,6 млрд долларов. Снижение налогов должно оживить расходы потребителей, а также ускорить рост в малом и среднем бизнесе в секторе услуг. Как надеются в правительстве, это позволит повысить темпы роста ВВП до 2,75% в 2004 году и до 3% в 2005-2006 годах.

Тем не менее на сокращение налогов Норвегия потратит лишь около 20% своих нефтяных прибылей. Примерно 50% пойдет в стабилизационный фонд, который в этом году увеличится еще на 12 млрд долларов.

Российский вариант

Значительными будут и российские доходы от нефтяного экспорта - не менее 75 млрд долларов (учитывая рекордные цены августа и сентября, даже больше - 80-85 млрд). Российская экономика чувствует приток нефтедолларов уже несколько лет: по мнению большинства аналитиков, они сыграли весомую роль в буме на фондовом рынке в 2003 году и на рынке недвижимости в 2003-2004 годах.

С 1 января 2004 года в России часть доходов от нефтяного экспорта также уходит в стабилизационный фонд. К началу сентября 2004 года в фонде было уже около 10,5 млрд долларов, а до конца года, по прогнозу российского Минфина, наберется 19,8 млрд. К 2007 году резерв может достигнуть 25 млрд долларов. В начале октября правительство определило порядок использования российского стабфонда - средства из него будут инвестированы в госбумаги 14 развитых экономик.

Рост нефтяного экспорта, на который приходится около 45% всех экспортных поступлений, привел и к увеличению российского бюджета. В 2005 году бюджет впервые превысит 100 млрд долларов, при том что четыре года назад он составлял всего 37 млрд долларов. Нефтедоллары оседают и на счетах Банка России, где к концу 2004 года, по прогнозам, будет накоплено 100 млрд долларов золотовалютных резервов.

Лондон