Виртуальная реальность

Спецвыпуск
Москва, 06.03.2006
«Эксперт» №9 (503)
Нынешний год в России может стать переломным для виртуальных сотовых операторов. Этот тип компаний в состоянии серьезно изменить расстановку сил на всем рынке услуг мобильной связи

"Внимание, внимание! Специально для болельщиков: новый тариф сотовой связи 'Футбол навсегда'! Во время проведения футбольных матчей все входящие и исходящие звонки -- бесплатно. Вы можете свободно обмениваться впечатлениями об игре любимой команды!"

"Новый тариф для посетителей нашего гипермаркета! Находясь в торговом центре, вы можете бесплатно разговаривать по телефону с родственниками и друзьями, обсуждая свои новые покупки. А также самая свежая информация по SMS о новых товарах и услугах в нашем торговом комплексе!"

Подобные объявления о совершенно специфических тарифах совсем скоро должны появиться в России. Связано это с активизацией так называемых виртуальных сотовых операторов, которые готовятся в массовом порядке начать предоставление самых диковинных услуг.

Напомним, что виртуальными операторами, или MVNO (Mobile Virtual Network Operator), принято называть компании, которые не имеют собственного частотного ресурса. Они выкупают оптом трафик у действующих мобильных операторов и перепродают его конечным пользователям, подключая их по собственным тарифам. В этом виртуальный оператор чем-то похож на продавцов каких-нибудь орешков или сухариков. Такие фирмы закупают орешки оптом и, посыпая приправами, фасуют их в разные упаковки, чтобы предложить различным типам потребителей -- вот вам орешки под пиво, а вот -- к чаю.

Услуги виртуальных операторов последние несколько лет интенсивно развиваются на Западе (см. "Эксперт" # 17 за 2004 год). Так, в Европе уже свыше двухсот компаний имеют статус виртуальных операторов, в некоторых странах им принадлежит до 60% трафика услуг сотовой связи. При этом общее число абонентов виртуальных операторов в мире быстро растет: согласно исследованиям компании J'son & Partners, в прошлом году их услугами пользовалось порядка 110 млн человек, а в нынешнем году эта цифра может возрасти почти вдове и приблизиться к 200 млн.

В чем же привлекательность такой бизес-модели? Все объясняется тем, что небольшой оператор может более гибко подстраиваться под конкретных потребителей, нежели владелец крупного частотного ресурса. Ведь мелкому MVNO ничего не стоит создавать тарифные планы, ориентированные на узкие группы пользователей -- тех же спортивных болельщиков, домохозяек или модную молодежь.

На Западе сейчас все большим спросом пользуются узконаправленные тарифы виртуальных операторов, адресованные, скажем, пожилым людям, которые в любой момент по телефону могут получить бесплатную консультацию врача. Или тарифы для представителей различных профессиональных прослоек: например, для таксистов, которые в определенной части города могут говорить со своим диспетчером с большой скидкой.

Идут и еще дальше. Так, один из самых известных английских виртуальных операторов -- Virgin Mobile в специальном, ориентированном на молодежь, тарифном плане предлагает такую услугу, как определение "на слух" исполнителя той или иной музыки. Для этого достаточно на 15 секунд приблизить к магнитофону или другому источнику мелодии телефонный

У партнеров

    «Эксперт»
    №9 (503) 6 марта 2006
    Ближний Восток
    Содержание:
    Тегеран-235

    Иран стремительно превращается в мощную региональную державу. Если Западу не удастся договориться с иранцами о плавном пересмотре баланса интересов, острой конфронтации между ними не избежать

    Обзор почты
    Культура
    Реклама