Политэкономия нефти

Дмитрий Глумсков
26 июня 2006, 00:00

Подписав договор о присоединении к трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан, Казахстан получил еще одну возможность экспортировать свою нефть в обход России

Президенты Казахстана и Азербайджана Нурсултан Назарбаев и Ильхам Алиев подписали в Алма-Ате соглашение о транспортировке углеводородов из Казахстана через Каспийское море и далее по трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД), официальное открытие которого запланировано на 13 июля 2006 года. На первоначальном этапе нефть из казахстанского порта Актау будут доставлять в Баку танкерами — не более 3 млн тонн в год. В дальнейшем объемы казахстанского экспорта по БТД планируется увеличить до 10–25 млн тонн. С 2008 года по трубопроводу пойдет и нефть с месторождения Кашаган, крупнейшего в Казахстане. К этому времени, если транспортировка нефти по БТД окажется выгодной, будет принято решение о строительстве нефтепровода по дну Каспийского моря.

Голый прагматизм

Присоединение Казахстана к нефтепроводу Баку–Тбилиси–Джейхан (переговоры об этом начались еще в ноябре 2002 года) носит скорее политический, нежели экономический характер. Главный идеолог проекта — Вашингтон. Нефтепровод не только предоставит США прямой доступ к каспийской и центральноазиатской нефти, но и послужит усилению влияния Вашингтона в странах, связанных трубой. Казахстан должен был стать самой ценной «бусиной» в создаваемом из бывших советских республик «ожерелье».

В Астане, конечно же, понимали, что не только нефти ради (хотя без казахстанского «взноса» трубопровод заполнить было бы невозможно) Вашингтон стремится подсоединить Казахстан к БТД. Преследуется и стратегическая цель — развести Казахстан и Россию. Поэтому в Астане долго взвешивали все «за» и «против» и возможность удержать баланс. Основные аргументы следующие. Система трубопроводов, существующая в настоящее время в Центральной Азии, «завязана» на Россию, что сильно ограничивает возможности Казахстана как игрока на мировом нефтяном рынке. Кроме того, четыре акционера международного консорциума, разрабатывающего месторождение Кашаган, которые также являются участниками консорциума по эксплуатации трубопровода БТД, — французская компания Total, американская ConocoPhillips, японская Inpex и итальянская ENI — намерены вложить 4 млрд долларов в модернизацию транспортной системы в Казахстане, чтобы обеспечить стабильные поставки нефти в Азербайджан. Представитель Total Алан Пшибич заявил в Алма-Ате, что проект под названием «Казахстанская каспийская транспортная система» (ККТС) предусматривает строительство на территории Казахстана 800-километрового участка нефтепровода от Кашагана до казахстанского порта Курык, создание нефтяных терминалов в Казахстане и системы морских перевозок, а также пункта перевалки казахстанской нефти в Азербайджане. «Думаю, что в дальнейшем эта транспортная система может быть связана с российской, китайской и иранской», — добавил он. По словам г-на Пшибича, Total, ENI, ConocoPhillips и Inpex будут вместе финансировать строительство ККТС, которое начнется в 2009 году. Завершить строительство планируется уже в 2010-м.

Ненасытный Юг

Наконец, южное направление нефтяного экспорта представляется Казахстану более интересным, чем западное — через проходящие по российской территории нефтепроводы КТК, Атырау–Самара и «Дружба» и восточное — Омск–Павлодар–Шымкент–Чарджоу. Именно на юге Казахстан видит свой рынок и намерен экспортировать туда до 138 млн тонн нефти в год.

Южный маршрут формируется из нескольких потоков. Первый, российский, — экспорт 20 млн тонн нефти через порт Махачкала в порт Новороссийск, второй — от 36 млн тонн и более в иранском направлении (нефтепровод Казахстан–Туркменистан–Иран, а также по своповым сделкам с Ираном). По 20 млн тонн нефти в год планируется транспортировать на юг из портов Баутино, Актау и строящегося сейчас порта Согандык. От 20 до 42 млн тонн будет переваливать порт Курык, в модернизацию которого уже вложено около 50 млн долларов. По иранскому экспортному нефтепроводу (позднее не исключается удлинение этого маршрута до портов Персидского залива) пойдет 36 млн тонн нефти.

Все эти аргументы и склонили Казахстан принять участие в невыгодном для России проекте. Но если, качая нефть через БТД, Астане в будущем, очевидно, придется не раз проявить чудеса политической изворотливости и уклониться от участия в недружественных России акциях, то китайское направление, похоже, сулит только экономическую выгоду и никакой политики. Недавно вступил в строй нефтепровод из казахстанского Атасу в китайский Алашанькоу, который дал Казахстану прямой выход на гигантские азиатские рынки. Ежегодная потребность Китая в нефти в ближайшие годы может достичь 450–600 млн тонн.

Атасу–Алашанькоу (проектная пропускная способность этого нефтепровода составит 20 млн тонн в год) — вторая часть межгосударственного нефтетранспортного проекта «Казахстан–Китай». Весной 2003 года на западе Казахстана введен в строй трубопровод Кенкияк–Атырау с пропускной способностью первой очереди 6 млн тонн нефти в год. Третья и последняя часть проекта предусматривает строительство нефтепровода Кенкияк–Кумколь. К 2015 году мощность нефтепроводной системы из Казахстана в Китай достигнет 40 млн тонн в год. На переговорах китайцы говорят, что готовы покупать еще больше казахстанской нефти, но в этом случае в жертву придется принести другие направления.

Алма-Ата