Яма

На улице Правды
Москва, 24.01.2007
«Эксперт» №3 (544)

Святочная история с гендиректором «Норникеля» М. Д. Прохоровым, вдруг вынужденно сменившим общество куршевельских нимф на общество лионских ажанов, вызвала в России реакцию, от которой нашим сливкам общества впору бы сильно испугаться. Полностью отсутствовало не только простое человеческое сочувствие. Его, наверное, и трудно было бы ждать, хотя, вообще говоря, средь оргий жизни шумных вдруг попасть в КПЗ — это всякому скучно, будь ты хоть трижды олигарх. Блажен муж, иже и скоты милует. Но в России оказался столь велик дефицит блаженных мужей, что не услыхать было и голосов хотя бы рассудочной солидарности. Наша любовь к нашей элите оказалась столь сильна, что не сработало даже и опасение по поводу прецедента. Если на Западе нашего креза теперь могут посадить в камеру — и пусть доказывает, что он не верблюд, — то, возможно, и не креза тоже. Juden sind unerwünscht*.

На эгалитарно-демократическое возражение в том духе, что на Западе хоть богач, хоть Лазарь — все равны, все имеют право побывать в КПЗ, ибо в цивилизованном мире нет лицеприятия, позволительно заметить, что это не совсем так. Международная практика спокон веку строится на обычаях, которые вполне даже лицеприятны. «Все животные равны, но некоторые равнее других» — такой смысл присущ многим нормам обычного права. В рамках межгосударственных обычаев особо знатный человек (миллиардер таковым является) — не вполне частное лицо, но по молчаливому соглашению он есть лицо, volens-nolens представляющее свою державу и оттого пользующееся известным иммунитетом. Что, кстати, подтверждается и практикой. Вряд ли все крезы безгрешны, но мы давно не слышали про препровождение их в заграничную кутузку. De facto действует обычай не трогать знатных особ, а если особа ведет себя совсем невозможным образом, на тот случай есть посольство, где можно деликатно указать: «Так-де, mon cher, негоже, надо вашему молодцу, mon cher, отмобилизовываться». Судя по нежданности случившегося, М. Д. Прохорова арестовали сразу, не говоря худого слова, что говорит о немалой деградации международного этикета. По крайней мере, применительно к русским.

Однако на то и обычное право, что есть одни обычаи и есть другие обычаи. Речь идет об обычаях не только международных, но и внутренних — тех обычаях и понятиях, которыми определяется отношение народа и государства к своей элите. Если высший класс ведет себя сообразно некоторым представлениям, ему естественно рассчитывать на защиту и покровительство своей державы, если с представлениями все сложно, то сложно и оказывать покровительство такой элите, буде она вляпается в неприятности. Если крез volens-nolens не совсем частное лицо, то и ему следует volens-nolens вести себя, исходя из этого обычая, понимая различие между крезом и крейзи.

Но вопрос о том, следует или не следует скрепя сердце защищать бонвиванов от ажанов, все же второстепенный. Более насущен вопрос о том, что самой России делать со своей удалой элитой. Речь не идет об обязательном введении монастырского образа жизни —

У партнеров

    «Эксперт»
    №3 (544) 22 января 2007
    Конфликт с Белоруссией
    Содержание:
    Почти безголовый союзник

    Торговые отношения России с Белоруссией были крайне выгодны для режима Лукашенко. Новые договоренности с белорусской стороной носят компромиссный характер — субсидирование по-прежнему остается, хотя и в меньших размерах, и к 2011 году будет плавно сведено почти на нет

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама