Удавительное резервирование

Экономика и финансы
Москва, 05.02.2007
«Эксперт» №5 (546)
Практически любой владелец земельного участка может быть лишен права на распоряжение своей недвижимостью. Такие возможности дает чиновникам новый правительственный законопроект о резервировании земли

Ко второму чтению в Госдуме готовится законопроект о резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд (№321847-4). Резервирование земельных участков в публичных интересах, то есть объявление об их будущем изъятии или ограничении прав на использование, существует во всех экономически развитых странах. Инструмент это тонкий, деликатный: частная собственность — основа экономической и политической системы капитализма, а потому резервирование требует детальной сбалансированности интересов землевладельца и сообщества. У нас по-другому. Достаточно прочесть текст, чтобы убедиться: проект узаконивает произвол чиновников, которые могут лишить частника прав не только на использование, но и на распоряжение недвижимостью.

Типичная для России ситуация: большая часть города занята промышленными предприятиями. Их перенос на другую территорию освободил бы место для строительства нового жилья, удобного по местоположению и доступного (инженерная инфраструктура уже есть). Собственно, так и происходит в развитых странах, где собственник недвижимости сам выбирает лучший способ использования своего участка. Но в России это право отнимают у собственника местные чиновники, которые через аффилированные фирмы монополизируют застройку городов. Они препятствуют переоформлению застроенных участков в собственность, манипулируют правами на использование участков. Вольно трактуя понятие «государственные и муниципальные нужды», они отнимают землю у одних частников, чтобы подарить ее другим, как это происходит в московском Бутове и во многих других местах. Кроме близких в администрации структур преодолеть заслоны могут немногие бизнес-тяжеловесы. Чиновники продолжают рассматривать городские промзоны как свой собственный ресурс. Проект о резервировании поможет чиновникам приумножить этот ресурс, сделав закон инструментом административного рейдерства.

Без возмещения ущерба

Поскольку резервирование допускается исключительно в связи с запланированным изъятием, оно снижает стоимость недвижимости до нуля. Тем не менее проект не содержит норм о возмещении собственникам и землевладельцам ущерба, вызванного непосредственно резервированием. Согласно проекту, «если земельный участок… изъят… для государственных или муниципальных нужд, убытки, причиненные резервированием земельных участков, подлежат включению в состав убытков, причиненных изъятием (выкупом) земельного участка» (п. 2 ст. 43-6 ЗК РФ, ссылки — на нормы, вводимые проектом). Иначе говоря, возмещение обещают только после изъятия участка. При самом изъятии выплата убытков тоже предполагается уже после изъятия. Это противоречит конституционному требованию о предварительном возмещении (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).

Арендующий земельный участок собственник здания, имущественного комплекса самим актом резервирования лишается каких-либо прав на участок: при расчете ущерба не будут учтены потери собственника здания в результате лишения его права пользования участком. Если же администрация зарезервировала частную

У партнеров

    «Эксперт»
    №5 (546) 5 февраля 2007
    Мировая война
    Содержание:
    Диспозиция Армагеддона

    Соединенные Штаты отказались от переговоров с Ираном и наращивают давление на Тегеран. Шансов на предотвращение большой войны становится все меньше

    Обзор почты
    Реклама