Ресторанный бизнес признали

Лилия Москаленко
11 июня 2007, 00:00

IPO компании «Росинтер» показало, что ресторанный бизнес становится публичным и интересным для профессиональных инвесторов. Это значит, что динамика и масштаб этого рынка в ближайшее время значительно возрастут

На днях отечественная ресторанная компания «Росинтер Ресторанс Холдинг» провела первичное размещение своих акций. Компания предложила на рынок 26% акций по цене 32 доллара за штуку. В ходе IPO объем привлеченных средств составил 100 млн долларов, а рыночная капитализация компании — 384 млн долларов.

«Росинтер Ресторанс Холдинг» — один из крупнейших игроков на российском ресторанном рынке. Его доля, по данным компании «Ренессанс Капитал», составляет 8,5%. Во многом лидерство «Росинтера» обусловлено тем, что он первым в России начал развивать сетевые рестораны в среднем сегменте, где сегодня его рыночная доля составляет 17%. Сегодня «Росинтеру» принадлежат сети Il Patio, «Планета Суши», «1–2–3 кафе», а также лицензионные T.G.I. Fridays, «Сибирская корона», «Бенихана». Всего у «Росинтера» в России около 200 ресторанов, из них 38 — франчайзинговые. Оборот компании на начало 2007 года составил порядка 220 млн долларов.

IPO «Росинтера» было ожидаемо: в последние годы компания провела два облигационных займа, упорядочила бизнес — в частности, вывела в отдельную структуру свои дешевые рестораны «Ростик’с KFC» и сконцентрировалась на перспективных проектах среднего ценового уровня. Полученные деньги «Росинтер» направит на дальнейшее развитие: будет открывать новые рестораны среднего уровня в регионах, преимущественно по франчайзингу. Таким образом, компания станет первым ресторанным игроком в России, отважившимся на региональную экспансию.

Нормальный бизнес

Размещение «Росинтера», безусловно, прецедент: впервые в России ресторанная компания провела IPO. В последние годы на рынок размещений выходили многие отечественные потребительские компании, однако к IPO обращались, как правило, либо производители товаров народного потребления (фармацевтика, косметика, мобильные средства связи и проч.), либо розничные сети. Ресторанных компаний среди отечественных эмитентов до недавнего времени не было: как правило, их бизнес недостаточно прозрачен для потенциальных инвесторов, да и масштаб его по большей части пока невелик. Во многом плохая инвестиционная репутация ресторанного бизнеса обусловлена реальными причинами: трудностями управления, недостатком современных технологий логистики и производства рецептур, отсутствием в стране культуры регулярного посещения ресторанов, дороговизной недвижимости. Многие ресторанные компании не имели надлежащей кредитной истории. Поэтому рестораторы развивали свой бизнес либо на собственные деньги, либо на деньги партнеров.

Несмотря на это в последние годы на рынке сформировался костяк лидеров, которые смогли в этих условиях создать и вести технологичный бизнес. Кроме «Росинтера» это прежде всего Группа компаний Аркадия Новикова (владеет десятками авторских ресторанов — «Ваниль», «Белое солнце пустыни», «Галерея», «Недальний Восток» и др.) и семью ресторанными сетями в демократичном ценовом сегменте («Елки-палки», «Суши весла», «Киш-миш» и др.), «Арпиком» (владеет сетями ресторанов Goodman, «Колбасофф», Pasta della Mamma, Fishhouse). Рестораторы уверены, что выход на IPO «Росинтера» — переломный момент в развитии отечественной ресторанной отрасли.

Если оно будет удачным, то станет понятно, что рестораны — нормальный, профессиональный бизнес, который может быть оценен рынком. «Безусловно, рестораторы с интересом следят за выходом “Росинтера” на биржу. Ведь первое публичное размещение — это оценка и признание ресторанного бизнеса России. От эффективности размещения будет зависеть, последуют ли примеру “Росинтера” другие компании», — говорит Михаил Зельман, генеральный управляющий ресторанного холдинга «Арпиком».

IPO «Росинтера» можно назвать успешным. Хотя компания разместилась по нижней границе ценового коридора (от 31 до 43 долларов за акцию) и привлекла несколько меньше денег, чем ожидала (судя по заявлениям в прессе, она рассчитывала на 150 млн долларов), в последующие за размещением дни цена акции на торгах была уже на несколько долларов выше.

Очевидно, за «Росинтером» на IPO вскоре пойдут и другие рестораторы. Например, та же «Арпиком»: несмотря на то что рыночная доля компании пока невелика (около 3%), сегодня это, пожалуй, самый динамичный игрок на московском ресторанном рынке. Об инвестиционных намерениях компании говорит то, что за последнее время она отказалась от ряда проектов (например, от сети «Бельвиль» и ресторана «Бедуин») и сконцентрировалась только на самых успешных — на сети стейк-хаусов Goodman и пивных ресторанчиках «Колбасофф».

Ожидается и приход в отрасль портфельных инвесторов. Так, сегодня ведутся переговоры между Alfa Capital Partners и Группой компаний Аркадия Новикова по поводу покупки демократичной сети ресторанов «Елки-палки». Интерес к ресторанному бизнесу сегодня проявляют и другие крупные структуры вроде «ЛУКойла» или Troika Capital Partners.

Ненасытная страна

Что же вызвало такой перелом в отношении инвесторов к ресторанной отрасли?

Прежде всего это динамика российского ресторанного рынка — сегодня она в среднем составляет около 20% в год. Наиболее быстрыми темпами растет московский рынок — 25–30% в год, впрочем, хорошая динамика и у регионов — 12–15% в год. Высокая динамика ресторанного рынка, как и других потребительских рынков, связана с ростом доходов населения, с развитием культуры посещения ресторанов. «Народ в России привыкает к тому, что в рестораны ходят не только праздник отметить, но и просто позавтракать», — комментирует Сергей Фадеев, генеральный директор сети ресторанов «Пекинская утка». По прогнозам аналитиков, ресторанный рынок будет сохранять свою высокую динамику в течение еще как минимум пяти лет. Потенциал рынка в России велик: так, если в США одна точка питания приходится на 150 человек, в Европе — на 300, то в России — на две тысячи человек. «Конкуренции как таковой на российском ресторанном рынке нет — сегодня можно открывать рестораны любых направлений, любой кухни, и при грамотном профессиональном подходе они будут иметь успех», — заверяет Михаил Зельман.

Потенциал ресторанного рынка в России велик: в США одна точка питания приходится на 150 человек, в Европе — на 300, а в России — на 2000 человек

Сегодня, согласно Росстату, объем отечественного ресторанного рынка составляет уже 14,6 млрд долларов, из которых около 4 млрд приходится на Москву. Московский рынок наиболее развит и структурированн. Сегодня здесь отчетливо выделяются три основных ценовых сегмента. Это высокий сегмент (в западной терминологии fine dining), со средней стоимостью чека свыше 70 долларов и со всеми необходимыми атрибутами: авторской кухней, уникальным дизайном, индивидуальным сервисом. Нижний сегмент (quick service), со стоимостью чека 10–20 долларов, представлен в основном сетями фаст-фуда: «Макдональдс», «Ростик’с KFC», «Крошка-картошка» и проч. Средний (casual dining), со стоимостью чека 20–70 долларов, представлен в основном сетевыми ресторанами и кафе, например Il Patio, Legato, «Планета суши», и является самым динамичным: его ежегодный рост составляет до 30%. Высокие темпы роста этого сегмента обусловлены тем, что он сочетает видимые преимущества других сегментов — качественные кухню и сервис с приемлемыми ценами. Именно здесь сегодня и появляется наибольшее количество новых проектов, и именно этот сектор сегодня более всего интересен инвесторам.

Деньги нужны

В свою очередь, и рестораторы сегодня остро нуждаются в инвесторах. Все они планируют в ближайшее время расширить свой бизнес. Правда, в основном планы экспансии касаются Москвы — полноценно осваивать регионы собирается пока только «Росинтер». Остальные рестораторы нацелены прежде всего на спальные районы Москвы. Сегодня там развиваются такие ресторанные проекты, как «Колбасофф», «Оранжерея», «Деловая колбаса». «Еще несколько лет назад никто из рестораторов не думал, что в спальных районах можно полноценно развивать бизнес, — говорит г-н Зельман. — Считалось, что жители этих районов привыкли обедать дома, “у тещи”, либо ездить в рестораны в центр. Мы — одни из первых, кто начал формировать культуру посещения ресторанов в спальных районах».

Помимо территориальных ниш ресторанные компании будут активно осваивать и тематические. Например, в ближайшее время интенсивное развитие получит тема пивных ресторанов. «Это чрезвычайно востребованный формат: каждый мужчина хочет пойти в недорогое место, где нормальная еда и можно спокойно посидеть с друзьями без пафоса и гламура», — утверждает г-н Фадеев.

Очевидно, что рестораторы для реализации своих проектов в ближайшее время будут нуждаться в финансировании, в первую очередь для того, чтобы покупать или арендовать недвижимость, высокие цены на которую многие называют главным ограничителем бизнеса. Местоположение же ресторана, как известно, во многом определяет его успех на рынке. Больших инвестиций потребует и персонал — ключевое конкурентное преимущество в ресторанном бизнесе. «Наша специализация — быть экспертами, например во всем, что касается культуры приготовления стейков, — говорит г-н Зельман, — и основные наши усилия сводятся к тому, чтобы профессионально подготовить персонал, которого катастрофически не хватает». Некоторые игроки решают проблему, нанимая иностранных специалистов. Но в любом случае подготовка кадров требует времени и денег, которых зачастую нет.

Таким образом, если интересы рестораторов и потенциальных инвесторов совпадут, отечественный ресторанный бизнес совершит новый рывок в развитии: профессиональный уровень бизнеса и конкуренция на рынке возрастут, будут совершенствоваться ресторанные технологии и стандарты, повышаться квалификация персонала, расти территориальная экспансия сетей.