Пираты в красных рубашках

Лина Калянина
редактор отдела конъюнктуры отраслей и рынков журнала «Эксперт»
24 марта 2008, 00:00

Улететь из Каракаса обратно в Москву хочется уже по дороге из аэропорта в город, несмотря на 15-часовой перелет. Облепленные фанерными лачугами холмы, серые облезлые панельно-бетонные высотки с зарешеченными до последнего этажа окнами и вывешенным наружу бельем, мусор и грязь по обочинам, агрессивно-встревоженные лица местных жителей — национальный колорит сразу вызывает чувство тревоги и напряженности. И как оказалось, не напрасно. Сотрудник российского посольства с бледным лицом, отвечающий за безопасность, познакомил нас с обстановкой: вечером в город не выходить, особенно по одному, днем передвигаться большими группами и только в относительно благополучных районах, часы-цепочки с себя снять, все ценные вещи в гостинице собрать в один номер и по очереди их сторожить. «Хотите посетить кафедральный собор? Забудьте об этом. Вас там непременно ограбят. Вы ж не хотите, чтобы вам к горлу приставили нож или пистолет?» — после таких напутственных слов интерес к местным достопримечательностям пропадает вовсе.

Сегодня Каракас — самая криминальная столица мира. Только от огнестрельного оружия в городе ежемесячно погибает около 270 человек. И как оказалось, с этой ситуацией в стране никто не борется — вся полиция после шести вечера сидит дома. Фактически жители и приезжие в городе отданы на разграбление бандитам. Причина лояльности властей к преступникам в том, что многие криминальные элементы — преданные сторонники Уго Чавеса и в случае необходимости составят костяк его революционной армии. По этой же причине в городе очень много оружия, количество которого никак не контролируется. «Сами венесуэльцы относятся к этому как к естественной особенности их жизни. Это у них на генетическом уровне, ведь многие из них — потомки пиратов, конкистадоров и местных индейцев», — объясняет один из наших собеседников.

А лояльные агрессивные сторонники Чавесу сегодня нужны как никогда. Его авторитет среди населения заметно падает, особенно среди более или менее образованных и обеспеченных граждан, которые устали от нестабильности и бесконечной профанации. «Если они надели красные рубахи, это еще не значит, что они патриоты. Надо еще и что-то делать для своей страны» — так местные жители отзываются о правящей верхушке. Пока Уго Чавес пытается удержать ситуацию популистскими мерами. Например, сдерживает цены на бензин (45 литров бензина здесь стоят один доллар, а, например, пол-литровая бутылка воды — два), отнимает лишнее жилье у богатых и раздает бедным, выдает продовольствие по карточкам, передает собственность в управление коммунам. Буквально на днях в свете политического конфликта с Колумбией Чавес сделал заявление о национализации колумбийских предприятий на территории Венесуэлы. У многих жителей конфликт с Колумбией вызывает недоумение: Колумбия — основной поставщик в Венесуэлу дешевого продовольствия (70% венесуэльского продовольствия импортное, 80% этого импорта — из Колумбии). Пафосное, с военно-театральными эффектами закрытие границы с Колумбией привело к дефициту продовольствия и росту цен внутри страны. «Молока и яиц в стране нет уже несколько месяцев, а сейчас в магазинах исчезли рис и мука», — рассказывают живущие в Каракасе наши соотечественники.

Постепенно ценовая ситуация выходит из-под контроля. Бензин дорожает, за доллар в стране дают не полтора боливара, как установлено властями, а четыре-пять, цены растут на продовольствие. Инфляция за последние годы исчисляется сотнями процентов. На этом фоне Чавес по всем телеканалам рассказывает о борьбе с империей (то есть с США), о том, что ненавистные янки не дают им жить и нормально развиваться, что венесуэльцы должны бросить все силы на то, чтобы отстоять революционные завоевания. Идеология подкрепляется денежными вливаниями в оборонную мощь. Сегодня основная статья государственных расходов — закупка вооружения, прежде всего из России. Остальные отрасли экономики постепенно деградируют. На словах Чавес активно привлекает инвесторов в страну, обещает всем всё, но в любую минуту может изменить свои намерения. Непредсказуемость — основа политики Уго Чавеса.

Каракас, расположенный на высоте одного километра над уровнем моря, окружен зелеными от бурной растительности горами и синим океаном. Над ним такое же синее небо, дует прохладный ветерок, а средняя температура воздуха в городе в течение года составляет 26 градусов. За двадцать минут на фуникулере вы можете подняться на вершину горы Авила и оказаться в удивительном микроклимате тропического леса. Пешком туда два часа пути. Только по дороге вас почти наверняка ограбят.