Совершенный вид

Культура
Москва, 31.03.2008
«Эксперт» №13 (602)

Первого апреля произойдет самое серьезное событие в русской поп-музыке — Земфира впервые за несколько лет даст большой концерт в Москве. Более того — на сцену СК «Олимпийский» певица выйдет с лучшими вещами из пяти ее студийных альбомов. Ажиотаж нешуточный — афиши этого шоу повисли на рекламных щитах за четыре месяца, а к моменту ухода номера в печать в кассах СК не было даже самых дорогих билетов. Из слов певицы следует, что концерт приурочен к восьмилетию ее первого большого сольного концерта, состоявшегося в том же месте и почти в тот же час. Хотя на самом деле есть дата и поважнее: в нынешнем году исполняется десять лет с начала ее большой карьеры.

В мае 1998 года за кулисами фестиваля «Максидром» журналистка Ирина Коротнева передала продюсеру Леониду Бурлакову диск, на котором были записаны несколько песен певицы из Уфы по имени Земфира. Продюсер очень волновался, ему было «ни до чего» — он ждал выхода своей группы «Мумий-тролль» (слушать которую, с помощью хитрых трюков и маркетинговых ухищрений, он заставил всю страну); диск перекочевал в карман бурлаковского пиджака.

Если эту историю когда-нибудь будут экранизировать, то Леонид в этом фильме приедет домой, автоматически поставит диск в проигрыватель — и вдруг замрет в восхищении перед тем, что польется из колонок. В реальности же все было гораздо будничнее. Бурлаков, по воспоминаниям свидетелей, раз-другой прослушал с профессиональным напряжением на лице скверно записанный диск, потом некоторое время думал над услышанным… затем диск куда-то затерялся, потом снова попался ему на глаза. Тогда уже начавший получать прибыль от предприятия «Мумий-тролль» (в которое за год до этого он инвестировал собственную квартиру) продюсер подумывал о том, чтобы расширить бизнес за счет вложений в новых звезд средств, зарабатываемых звездами уже открытыми. И потому дал послушать песни с диска Илье Лагутенко. Что было потом, более или менее известно: уфимскую девушку нашли, усадили в студию и, преодолевая ее феноменальную строптивость, записали дебютный альбом. Естественно, он (не без помощи некоторых вложений) стал бомбой. Дальнейшая жизнь артистки проходила под наблюдением журналистов и телекамер.

К нынешнему моменту вся ее карьера — это история постепенного взросления. Для начала Земфира, не удовлетворенная описанной выше схемой последовательных инвестиций, рассталась с Бурлаковым. Затем — с группой, в которой были (выражаясь ее словами) «одни башкирята» и которая откровенно не поспевала в своей технике за быстро меняющимся репертуаром. Потом — отход от правил жизни субкультурного загончика русского поп-рока, или рокопопса; в общем, с самого начала было ясно, что Земфира Талгатовна Рамазанова не чета взошедшим в одно с ней время группам «Чичерина» и «Мультфильмы» и даже в целом небездарной группе «Би-2». А третий альбом Земфиры «14 недель тишины», вышедший в 2001-м, этот отрыв подтвердил — критика, упорно рисовавшая с нее образ «Лагутенко-в-юбке», наконец заткнулась.

Музыковед Григорий Шестаков в 2000

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (602) 31 марта 2008
    Олимпиада
    Содержание:
    Сочинцы! На коньки!

    Чтобы извлечь из Олимпиады-2014 не только политические, но и экономические дивиденды, необходимо тщательно продумать варианты использования олимпийского наследия в будущем, а также привлечь к реализации олимпийского проекта малый и средний бизнес

    Обзор почты
    Реклама