Раз вагон, еще вагон

Русский бизнес
Москва, 01.09.2008
«Эксперт» №34 (623)

Входящий в Группу компаний ИСТ Тихвинский вагоностроительный завод (ТВЗ) на прошлой неделе выпустил первую в своей жизни продукцию — железнодорожный полувагон. Завод изготовил два опытных образца полувагона модели 12–9761, которые будут переданы в аккредитованный испытательный центр для проведения необходимого комплекса предварительных испытаний. Если испытания пройдут успешно, вагоны эти пойдут в серийное производство. Предполагается, что 2010 году завод будет производить около 6 тыс. подобных вагонов.

Начало развития железнодорожного машиностроения в Тихвине относится к 1993 году, когда на базе Тихвинского филиала производственного объединения «Кировский завод» был создан завод «Трансмаш», который в 2001 году перешел под контроль ИСТ. До этого основной продукцией предприятия было производство комплектующих для тракторов, а также танковых траков. После появления Группы ИСТ «Трансмаш» переориентировался на железнодорожную тематику. Первоначально одним из основных направлений деятельности предприятия был ремонт железнодорожных платформ и выпуск вагонных тележек. Но с ростом потребностей в подвижном составе руководство компании решило создать на той же производственной площадке полноценное вагоностроительное производство, выделив его в отдельное юридическое лицо.

ТВЗ планирует производить примерно 10 тыс. вагонов: кроме упомянутых полувагонов для перевозки сыпучих грузов здесь будут делать еще хопперы-минераловозы и 80-футовые платформы для перевозки контейнеров. В отличие от других заявленных проектов по грузовому вагоностроению ТВЗ будет иметь полный производственный цикл, с изготовлением на месте большинства комплектующих, в том числе наиболее дефицитных сегодня — вагонного литья и колесных пар. Общая стоимость проекта создания вагоностроительного завода оценивается более чем в 800 млн долларов.

По мнению Константина Кострикина, аналитика по машиностроению Института проблем естественных монополий, «производство грузовых вагонов в настоящее время не является сверхприбыльным — по утверждениям производителей, рентабельность производства колеблется в пределах от 2 до 9 процентов, однако рынок грузовых вагонов очень большой и динамичный и тем может быть интересен инвестору». Выпуск грузовых вагонов в странах СНГ вырос в 2007 году на 31% и превысил 69 тыс. штук.

Согласно «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» только «Российские железные дороги» собираются закупить более 485 тыс. вагонов. Пока что совокупные мощности отечественных предприятий не смогут в полной мере удовлетворить потребности рынка.

Этим и объясняется то, что ТВЗ начал производство именно с выпуска полувагонов — наиболее востребованных рынком. Их доля в эксплутационном парке вагонов составляет 40%, и обновление этого сегмента длительное время проводилось в недостаточных объемах. Рост спроса на полувагоны будет обеспечиваться увеличением добычи угля и руды и возрастанием как внутренних, так и экспортных перевозок.

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (623) 1 сентября 2008
    Абхазия и Южная Осетия
    Содержание:
    Операция «Мрачная решимость»

    Признав Абхазию и Южную Осетию, Россия доказала, что является в полной мере суверенным государством

    Обзор почты
    Экономика и финансы
    Реклама