Элитный гражданин сверху, культура — снизу

Русский бизнес
Москва, 01.09.2008
«Эксперт» №34 (623)
Московские и федеральные власти решают судьбу ЦДХ на Крымском валу. На месте выставочного комплекса и парка планируют построить не только новую галерею, но и коммерческую недвижимость: элитное жилье, офисы, гостиницы

Интрига вокруг сноса здания Центрального дома художника на Крымском валу вышла на новый уровень. Глава московского стройкомплекса Владимир Ресин по поручению вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалова создал рабочую группу, которая будет курировать строительство нового здания Третьяковской галереи, занимающей сегодня часть площадей ЦДХ. Как следует из планов чиновников, речь идет не только о возможном возведении здания «Апельсин» на месте ЦДХ, но и о комплексной застройке всей прилегающей территории.

Я его слепила из того, что было

Впервые о предстоящем сносе здания, в котором находятся Центральный дом художника и Государственная Третьяковская галерея, было заявлено в марте этого года на Каннской выставке недвижимости. Глава компании-застройщика «Интеко» Елена Батурина представила концепт-проект 15-этажного здания в виде разрезанного на дольки апельсина. Тогда Батурина прямо сказала, что проект известного английского архитектора Нормана Фостера предполагает строительство на месте существующего ЦДХ на Крымском валу. Публика была в шоке.

Что же шокировало? Несколько моментов. Первое: в ЦДХ размещается Третьяковская галерея с коллекцией русского авангарда. Это, между прочим, национальный музей, принадлежащий государству. И вдруг частная компания предлагает снести не принадлежащее ей здание, перебазировав картины в другое место. Более того, глава Третьяковской галереи Валентин Родионов и президент Международной конфедерации союзов художников (правопреемник Союза художников СССР, владелец 40% здания) Масут Фаткулин узнали о планах «Интеко» из газет и были, мягко говоря, удивлены такой инициативой.

Второе: ЦДХ — это общественное здание с культурной функцией. «Апельсин» же представляет собой офисно-гостинично-жилой комплекс с выставочными площадями в цоколе. То есть вместо выставочного здания — огромный коммерческий объект с галерей внизу. Элитный гражданин, сидя в трусах на своем элитной балконе, может, говорят архитекторы, с чувством поплевывать сверху на Третьяковку. Совершенный абсурд. Картина «Элитные квартировладельцы сверху — культура снизу», может, и отражает положение в обществе, но смириться до такой степени, чтобы с радостью констатировать сей факт, это самое общество, к чести его, оказалось не готово.

Наконец, третье: «Апельсин» вызвал резонанс еще и потому, что был представлен «Интеко». С ситуацией, когда жена мэра является хозяйкой одной из крупнейших строительных компаний города, все постепенно свыклись. В данном случае Батурина решила заняться и градостроительством, пытаясь решить за город и федеральные власти, что сносить, а что застраивать.

Реакция общественности на «Апельсин» оказалась бурной и, за редчайшими исключениями, отрицательной. «Интеко» попыталась пояснить, что ее неправильно поняли и что «Апельсин» предназначен для участия в конкурсе. Но магическое слово «конкурс» не убавило абсурда. Конкурс — это результат большой подготовительной работы, в ходе которой определяется «зачем-что-как». В данном случае все наоборот: для кон

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (623) 1 сентября 2008
    Абхазия и Южная Осетия
    Содержание:
    Операция «Мрачная решимость»

    Признав Абхазию и Южную Осетию, Россия доказала, что является в полной мере суверенным государством

    Обзор почты
    Экономика и финансы
    Реклама