Министр обороны Анатолий Сердюков обнародовал большой план преобразования российских вооруженных сил. К 2012 году численность армии уменьшится до 1 млн человек. В основном сокращения затронут офицерский корпус. Генералов вместо 1107 станет 886, из 26 тыс. полковников останется около 9 тыс., количество майоров уменьшится на 74 тыс., капитанов — на 40 тыс., а лейтенантов станет на 10 тыс. больше (сейчас их около 50 тыс.). Должен сократиться и центральный аппарат Министерства обороны — с 22 тыс. человек до 8,5 тыс.
Изменится и структура армии. Нынешняя цепочка управления военный окру—армия—дивизия—полк будет заменена на новую: военный округ—оперативное командование—бригада. То есть вместо дивизий и полков в российской армии появятся бригады. «Армия станет мобильной, дееспособной и выполняющей все задачи, которые перед ней будут поставлены», — убежден министр обороны.
Это решение свидетельствует о принципиальном повороте в военном строительстве. «Дивизия, в отличие от бригады, обладает тяжелым вооружением и сильной артиллерией, что позволяет ей вести самостоятельные боевые действия. Бригада является средством усиления, то есть вспомогательным инструментом, — говорит один из офицеров Главного оперативного управления, — бригады нужны, чтобы бороться с бандами или продержаться до прихода основных сил». Армии ведущих государств (в том числе США, Великобритании, Китая) сохраняют дивизионную структуру.
Сердюков не объяснил причин предложенных им преобразований. Можно предположить, что министр обороны не ожидает большой войны на европейском или азиатском направлениях, полагаясь на ядерный потенциал. А опыт недавней войны с Грузией подсказывает ему, что для победы в таком конфликте достаточно компактных соединений, то есть бригад.
Сокращение сухопутных сил будет сопровождаться усилением флота. По крайней мере 11 октября президент Дмитрий Медведев поручил Министерству обороны разработать программу строительства авианесущих крейсеров и приступить к созданию таких кораблей в ближайшие два года. «Думаю, что в ближайшее время мы подготовим программу, считайте, что это поручение Министерству обороны по возрождению авианесущей компоненты и определению мест, где будут строиться новые авианесущие крейсеры», — сказал президент.
Планы по постройке судов этого класса свидетельствуют, что если мы и собираемся вести войны, то на значительном удалении от собственных границ. А именно в Африке и Латинской Америке, поскольку остальные территории достижимы с аэродромов, расположенных на российской территории.
«Строить авианосцы негде и некому, — дал комментарий “Эксперту” Евстафий Колодяжный, бывший замруководителя судостроительного отдела Госплана СССР. — Существующие ныне суда не превышают 45 тысяч тонн водоизмещения. Разработка документации на новое судно потребует нескольких лет напряженной работы. Для постройки советских авианосцев кооперировались более 600 предприятий, большинства из которых уже не существует». Впрочем, в Северодвинске уже начали строить док для судов водоизмещением свыше 100 тыс. тонн. На строительство было выделено более 500 млн долларов из федерального бюджета.
В дополнение к авианосцам нужно строить суда сопровождения: крейсеры, эсминцы, танкеры. Цена президентских инициатив может составить несколько десятков миллиардов долларов (стоимость одного авианосца без самолетов колеблется в диапазоне от 2,82 млрд долларов (французский De Gaulle) до 6,5 млрд (американский Nimitz). Остается только заметить, что идея строительства авианосцев регулярно возникала и раньше, в частности, ее отстаивал бывший главком ВМФ адмирал Владимир Масорин. Однако пока никаких конкретных решений по этому поводу принято не было.