Расчленение воздуха

Культура
Москва, 10.11.2008
«Эксперт» №44 (633)
«Эксперт» решил поразмыслить о том, когда и кто вдохнет полными легкими «KISLOROD» Ивана Вырыпаева

«Кислород» (в титрах — «KISLOROD») Ивана Вырыпаева — фильм, сделанный молодым театральным драматургом по мотивам собственной пьесы, когда-то принесшей ему известность, — как говорят, готов уже давно. А в прокат все не выходит, на фестивалях не появляется. Удивляться нечему. Международный зритель, даже самый продвинутый, при всем желании не осилит бесконечную рэповую скороговорку, из которой состоит текст пьесы/картины. Тем более в виде субтитров: ее и на слух-то воспринимаешь не без труда. Зритель российский сможет оценить фильм с большей вероятностью. Только ведь те, кто ходит в кино (особенно молодые), не так изысканны, как столичные театралы. Им подавай или экшн со спецэффектами, или экзотику с эзотерикой. «Кислород» ближе ко второй категории, но суть несложного сюжета — «криминальный роман» Санька из Серпухова, убившего и закопавшего в огороде нелюбимую жену, и девушки Саши из Москвы, сбежавшей от нелюбимого мужа, — неизбежно вызовет у эстетов кислую мину. А после монологов с реминисценциями из Ветхого и Нового Заветов, решенных в клипово-рэповой манере, эта мина рискует превратиться в гримасу отвращения.

Не зная, кому и как показывать кино, решили презентовать его на тусовке (организаторы, полагаю, предпочли бы определение «эксклюзивная вечеринка») в так называемой квартире Esquire — показать светской публике, авторитетное суждение которой никто все равно не воспримет всерьез. Зато те, кто об этом мероприятии услышит, затвердят раз и навсегда: «KISLOROD» — это модно. Сегодня модными объявляют не только духи, шмотки, рестораны или магазины, но и простейшие (вроде бы) действия. Читать — модно! Думать — модно! Исходя из этой логики Вырыпаев объявляет, что модно — дышать, ибо центральная метафора его текста (если кто еще не знает) — это поиск невидимого и вожделенного кислорода. Метафизической субстанции, обеспечивающей немногочисленным счастливцам легкое дыхание.

Мода на кислород. Звучит пошловато, а куда деваться? По сути, сегодня российское авторское кино может пробиться на экраны только в том случае, если претендует на звание модного. Правда, публика не спешит покупаться на примитивную приманку. Все-таки «модное» — значит, востребованное, а у нас упорно не хотят востребовать ни одну из категорий, по которым распределяются фестивальные фильмы «не для всех». Модное, потому что социальное? Концепция «актуальности» — не для нас, и проблемное кино (будь то комедия, как «Свободное плавание» Бориса Хлебникова, или драма, как «Однажды в провинции» Кати Шагаловой) смотрят лишь редкие киноманы. Модное, потому что шокирующее? От «Груза 200» Алексея Балабанова или даже «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай-Германики блюстители нравственной и эстетической чистоты закатывают глаза. Модное, потому что возвышенное? И Сокурова, и Звягинцева настойчиво (хоть и шепотом) объявляют моветоном.

Вырыпаев, однако, имеет шанс сплотить армии поклонников всех трех категорий. «Кислород» актуален, социален, сделан на языке его героев (он — люмпен, она — столичная фифа),

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (633) 10 ноября 2008
    Послание президента
    Содержание:
    Между бюрократией и самостоятельным классом

    Исходя из послания Федеральному собранию, главный градиент политики Медведева — уменьшение политической роли исполнительной власти и увеличение влиятельности власти представительной. Делать это мы будем не торопясь

    На улице Правды
    Реклама