Сон квадратного человека

Культура
Москва, 25.05.2009
«Эксперт» №20 (658)
На открытии Каннского фестиваля показали веселый мультфильм о смерти

Через считаные дни «Вверх», новейший полнометражный мультик студии Pixar в технике 3D, окажется в кинотеатрах всего мира — и большей части его зрителей будет решительно безразлично, что именно этой забавной и трогательной картине доверили официально открыть Каннский фестиваль. В залах — толпы потребителей, в Каннах — закрытый клуб профессионалов, связь между ними минимальная. Меж тем факт отбора анимационного блокбастера на столь элитный смотр не просто живописная деталь, а довольно-таки революционный факт. В этом году нехватки в громких именах нет: в программе — новые фон Триер, Тарантино, Альмодовар, Анг Ли, Терри Гиллиам. На красную дорожку к открытию можно было без особых трудов залучить Брэда Питта или Пенелопу Крус. Вместо них позвали молодого режиссера-аниматора Пита Доктера и главу Pixar Джона Лассетера — включенного по итогам нескольких опросов в список «живущих гениев», но все-таки мало кому известного в лицо.

Что это — желание насолить знаменитостям, утереть нос светским хроникерам, проявить эпатажный нонконформизм, заставив полный зал VIP-персон в нарядах за миллионы долларов надеть специальные очки для просмотра 3D? Или дань уважения людям, которые уже полтора десятилетия собирают по всему миру рекордную кассу, добыли десяток «Оскаров» и превратили Pixar в самую прибыльную кинокомпанию Голливуда, не пойдя ни на один творческий компромисс? «Вверх» — их десятая полнометражная картина, вот и подарок к юбилею: прежде ни один мультфильм Канны не открывал.

Есть и еще причина. Да, «Вверх» — потенциальный хит проката, и Американская киноакадемия мимо него не пройдет, как не прошла мимо «ВАЛЛИ», «Рататуя», «Суперсемейки», «В поисках Немо» и «Корпорации монстров» (снятой тем же Доктером). Однако «Вверх» — еще и новаторское, отчаянно смелое произведение вполне себе высокого искусства. К риску создателям Pixar не привыкать. Именно они сняли первый в истории полнометражный компьютерный мультфильм «История игрушек»; за это Лассетер — уже дважды номинант и единожды лауреат «Оскара»! — получил еще одного золотого болванчика, за вклад в кинематограф. Из последних достижений — кино о кухонной крысе, управляющей человеком (при этом крыса гениальна, а человек бездарен), и кино о влюбленном роботе (обошлись почти без слов). Теперь эти люди пошли еще дальше, сняв мультик о старении, смерти и загробной жизни.

Человечество обожает Pixar, Pixar не платит человечеству взаимностью (может, за то и любят?). Последовательно разрушая антропоморфную картину мира, аниматоры ставят во главу угла то игрушки, то уродливых чудищ, то рыб, то автомобили, то крыс, то роботов. А уж когда делают кино о людях, говорят всю правду-матку. Никаких скидок на семейную аудиторию: «Вверх» будто вырос из депрессивных, исключительно взрослых фильмов последнего времени. Первые десять минут — дайджест «Дороги перемен» Сэма Мендеса: краткое содержание бессодержательной судьбы одной супружеской пары. В детстве они мечтали о далеких путешествиях, потом погрязли в быту, не смогли даже ребенк

У партнеров

    «Эксперт»
    №20 (658) 25 мая 2009
    Первые итоги кризиса
    Содержание:
    Деньги не кончаются

    Глобальный кризис изменил расклад сил в мировой финансовой системе. Игроки, сумевшие сохранить позиции, теперь ищут применение своим капиталам. Крупнейшим же источником свободных денег на время кризиса стал Китай. Однако деньги китайцы тратят сегодня намного осмотрительнее, чем раньше

    Наука и технологии
    Реклама