Сидор и капиталист

На улице Правды
Москва, 22.06.2009
«Эксперт» №24 (662)

Шум, поднимаемый общественностью по поводу пиров Валтасара, а равно и пиров Куршевеля, каковые пиры, будучи и сами по себе зрелищем сильно на любителя, отличаются к тому же крайне удачным выбором места и времени (см. недавнее гуляние богатейших русских пионеров на крейсере «Аврора»), трудно свести к одной лишь классовой ненависти. Хотя спору нет: если бы даже небольшую часть тех средств и той энергии, что тратятся нашими богатейшими капиталистами на методическое разжигание этого сильного чувства посредством публичных песен и плясок, направить на мирные цели — сколь процвела бы родная страна. Впрочем, войдем и в их положение. В уединении чаша жизни отчего-то совершенно не пьется, а способна доставлять удовольствие лишь при ее упивании на людях. Может быть, и так, в том, собственно, и суть показного потребления, но зачем тогда обижаться ниже удивляться на последующее «Гав-гав-гав!» — не проще ли считать это необходимыми издержками наслаждения чашей.

Тем не менее, когда бы все сводилось к наслаждению показным потреблением, ситуация была бы несколько проще. Понять — пусть не сразу, с ходом времени, — что обжирание напоказ перед толпами не то чтобы совсем голодных, но и от пресыщения тоже не страдающих есть пробуждение демонов, — вряд ли для такого понимания нужно обладать сверхъестественно высоким умственным и нравственным уровнем. Достаточно и умеренного инстинкта самосохранения.

Сложность заключается в том, что богатые капиталисты вполне искренне считают себя солью земли. Причем не только в смысле имущественном — тут кто бы спорил. И не только в смысле энергическом — очевидно, что зарабатывание богатств требует немалой поглощенности этим занятием. Очень велико желание ощущать себя солью также и в умственном, и в идейном отношении, гармонически переходя от полноценного потребления материальных благ к пасению народов. Или хотя бы собутыльников. За аксиому принимается то, что между количеством нулей на текущем счете и умственными способностями есть прямо пропорциональная связь. Соответственно, грех не одарить ближних (по возможности и дальних) богатыми плодами своего умственного развития. Ибо острого вопроса «Если ты такой умный, почему ты такой бедный?» никто не отменял, ergo послушай по-настоящему умных людей.

Так что идеология веселых гуляний, представлений, установочных поучений в конечном счете связана с тем, что всякий золотой мешок искренне считает себя ума палатой. Недаром же при некоторых накладках (хоть с той же «Авророй») следуют долгие разъяснения на тему людской глупости, мешающей понять всю изысканную тонкость и умственную глубину развлекательных мероприятий.

Между тем почтительное снимание шляпы перед предпринимательским талантом капиталиста еще никак не означает такой же силы почтения к его умственным и нравственным качествам. Явления эти весьма разноприродные, и такую разноприродность мы можем наблюдать далеко не только в бизнесе. Сколь много существует великих артистов, заставляющих нас облиться слезами, с одной стороны, над воплощен

У партнеров

    «Эксперт»
    №24 (662) 22 июня 2009
    Россия и Белоруссия
    Содержание:
    Лицемерное братство

    Проект Союзного государства России и Белоруссии несет в себе слишком много противоречий, чтобы пережить глобальный экономический кризис. Вопрос в том, кто сделает первый шаг к открытому пересмотру прежней модели взаимоотношений

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама