Начнем с головы

Андрей Виньков
9 ноября 2009, 00:00

Лучше задавать «разумно наивные вопросы», чем сидеть и наблюдать, как рушится вверенная тебе компания

Прошлогоднее банкротство Lehman Brothers подтолкнуло мировую экономику к краю пропасти. В России, как и везде, это аукнулось общесистемным кризисом доверия. Тут же всплыли грязные истории об алчных топ-менеджерах, халатных советах директоров, разгневанных акционерах, массовых сокращениях и обманутых вкладчиках. Примеров подобных историй не счесть и у нас в стране, и за рубежом. Между тем всего этого или хотя бы части этого можно было бы избежать, если бы наша общественность стала более требовательна и нетерпима к циничным проявлениям корпоративной этики, если бы государственные регулирующие органы были готовы предупредить подобные практики, а самое главное, если бы в самих компаниях были установлены действующие, а не суррогатные корпоративные процедуры и правила. «Рыба гниет с головы», — повторяет известное правило Боб Гэррэтт в своей одноименной книге, изданной в серии «Библиотека Российского института директоров». И эту банальную истину он проецирует на деятельность советов директоров. Неисполнительные директора — а это ведь те самые люди, которые более всего должны дорожить корпоративной добродетелью, обеспечивать прозрачность и честность и, самое главное, доверие.

Ключевая проблема создания эффективного совета директоров — формирование его как самообучающейся организации, члены которой непрерывно повышают свои знания во всех трех важнейших аспектах управления и деятельности компаний. «Едва ли следует удивляться тому, что директора не развиваются на своем посту: членство в совете зачастую воспринимается как долгожданная награда, венец успешной карьеры менеджера и профессионала, — пишет Гэррэтт. — Новоиспеченный директор… на седьмом небе от счастья, поэтому не торопится расспрашивать о компании, личных обязанностях и ответственности, ролях и задачах, не знает даже, каким образом может внести наиболее ценный вклад в работу совета. Впрочем, от него и не ждут подобных вопросов». Первопричина нынешних проблем корпоративного управления — потеря советами директоров власти и передача ее исполнительному руководству, считает Гэррэтт. Он последовательно доказывает, что путь выхода из этого тупика пролегает через восстановление господствующего положения совета.

«Чаще всего при выдвижении на должность директора вновь избранному члену совета говорят: “Отлично! А теперь успокойся и заткнись. На заседание, конечно, приходи, но не задавай лишних вопросов. Не раскачивай лодку. В процессе разберешься…” Вводный курс минимален: никаких документов, излагающих суть работы (даже если местная фондовая биржа утверждает, что они должны быть) или описывающих круг корпоративных и личных обязанностей и ответственности, и полное отсутствие помощи…» Кому-то это наверняка знакомо? Автор этих строк знает это не понаслышке. Сужу из личного опыта: уже четыре года работаю независимым директором в ряде публичных российских компаний и сталкиваюсь с подобным отношением чуть ли не каждый день, за редким исключением. Однако постановка конкретных вопросов — ключевое качество директора, а желание их задавать — необходимая профессиональная позиция. Об этом и пишет Боб Гэррэтт: «Задавать “разумно наивные вопросы” — это именно тот навык, на котором держится работа члена совета, идет ли речь о внутреннем руководстве и системе взаимодействия подразделений предприятия или о внешней обстановке. Способность использовать интеллект, задавая основополагающие вопросы, и не быть сбитым с толку техносленгом практических специалистов — это именно то, за что члену совета платят жалованье».

В книге предлагаются разумные советы и методики, в том числе для реализации основных функций совета директоров. Вот, к примеру: «Знаете ли вы вообще, кто ваши клиенты? Почему они покупают именно у вас? Сколько контактов — повторные обращения (наиболее дешевый метод продажи — лучший способ повышения нормы прибыли)? Кто ваши конкуренты? Как идут их дела? Позиционируете ли вы себя на рынках таким образом, что ваши клиенты воспринимают вас как компанию, последовательно предлагающую “ценность, достойную уплаченных денег”? Как вы создаете такое восприятие в сознании потребителя?»

«Рыба гниет с головы» — очень полезная книга для корпоративного руководства и членов совета, которые стремятся найти рецепты для конструктивных изменений во вверенных им активах. Думаю, что определенную пользу это издание могло бы принести и новичкам, которые в последние пару лет появились в органах управления госкомпаниями. Теперь во многих государственных ОАО есть поверенные и независимые директора — новое веяние, если кто не в курсе.

Стоит ли пояснять, что эффективное корпоративное управление могло бы помочь встраиванию российского бизнеса в мировую глобальную экономику, особенно в период, который наступит после финансового кризиса. Нужно, чтобы наши рынки капитала перестало лихорадить с такими амплитудами. Мы же можем многое растерять на ухабах такой волатильности. А инвесторов ведь привлекают в первую очередь открытые и прозрачные рынки: здесь они знают, чего ожидать. Рисковые, спекулятивные страны типа России, они пока оставляют на потом и по чуть-чуть, маленькими дозами, как специфические блюда. Так может, лучше сделать наш рынок более полезным и съедобным, читай: приветливым и менее рисковым? Что для этого необходимо? Азбучная истина: притоку инвестиций должно способствовать внедрение новых стандартов корпоративного управления. Как это сделать? Книга Боба Гэррэтта поможет внедрению лучших цивилизованных практик.