Мобилизация доступа

Спецвыпуск
Москва, 22.02.2010
«Эксперт» №7 (693)

Развитие услуг широкополосного доступа к сетям данных (ШПД) бодро шагает по России. Операторы этих услуг, несмотря на кризис, отчитываются о бурном росте абонентской базы. Однако уже намечается противостояние между двумя основными видами услуг ШПД — фиксированным и мобильным.

Фиксированный, или проводной, ШПД (когда потребитель по проводам получает данные со скоростью свыше 256 кбит/с) исторически доминирует на рынке связи. Сегодня этим видом услуг пользуются примерно 25% всех российских домохозяйств, или свыше 12 млн человек. По количеству абонентов рынок мобильного ШПД гораздо больше. Согласно данным исследовательской компании J’son & Partners, в прошлом году их число достигло 63 млн человек (см. график 1). Однако следует учесть, что в целом абоненты мобильного ШПД тратят на эти услуги гораздо меньше: средняя выручка на одного абонента (ARPU) составляет порядка 50 рублей в месяц, в то время как средние ежемесячные расходы абонента фиксированного ШПД — около 300 рублей.

Соответственно, в денежном выражении объем рынка фиксированного ШПД существенно больше. По данным J’son & Partners, в прошлом году он достиг 48 млрд рублей. Объем рынка мобильного доступа в интернет по результатам прошлого года оценивается гораздо скромнее — 29 млрд рублей. Впрочем, оба способа получения данных переживают бурный подъем — объемы услуг как фиксированного, так и мобильного ШПД растут на 30% в год (см. график 2).

С технологической точки зрения рынок проводного доступа достаточно однороден (Ethernet, ADSL, DOCSIS), тогда как мобильный доступ в интернет, можно сказать, демонстрирует изобилие новых технологий. Например, в крупных российских городах вот уже несколько лет достаточно развита услуга передачи данных по Wi-Fi. К лидерам в этом сегменте относятся компании «Вымпелком» и «Комстар-ОТС». Городская сеть «Билайн Wi-Fi» в Москве охватывает свыше 10 тыс. жилых домов и офисов, а также сотни кафе, десятки кинотеатров, торговых центров и аэропорты. Всего у «Вымпелкома» в столице порядка 15 тыс. точек доступа Wi-Fi. Сеть Wi-Fi компании «Комстар», в свою очередь, насчитывает порядка 5 тыс. точек доступа. Однако если еще несколько лет назад доступ по Wi-Fi доминировал среди беспроводных способов выхода в интернет, то сейчас он превратился, скорее, в нишевый продукт. Наиболее массовые технологии мобильного доступа в интернет сегодня — это так называемый мобильный WiMAX и сотовая связь третьего поколения (3G).

На рынке мобильного WiMAX в России доминирует компания «Скартел» (торговая марка Yota). Абонентская база Yota насчитывает свыше 300 тыс. человек. Сейчас Yota вошла в число крупнейших мировых операторов мобильного WiMAX. Так, самый большой американский оператор этого вида связи Clearwire имеет порядка 180 тыс. абонентов, компания PacketOne (Малайзия) — более 130 тыс. абонентов, а японская UQ Communications — около 300 тыс. абонентов. Yota пока присутствует в пяти российских городах: в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Краснодаре, Сочи. Однако в ближайшее время компа

Новости партнеров

«Эксперт»
№7 (693) 22 февраля 2010
Реальный сектор и банки
Содержание:
Как банки, ЦБ и заемщики проводят кредитные каникулы

Корпоративные клиенты предпочитают новым кредитам облигационные выпуски. Кредиты населению медленно растут по мере восстановления потребительского спроса. Снижение ставки ЦБ бесполезно для активизации кредитования

Международный бизнес
На улице Правды
Реклама