Миллиарды на «белых слонов»

Тема недели
Москва, 14.06.2010
«Эксперт» №23 (708)

Африка была определена как место проведения чемпионата мира по футболу 2010 года еще десять лет назад, когда FIFA осуществляла политику ротации чемпионатов между региональными конфедерациями. Заявки тогда подали пять стран — ЮАР, Египет, Марокко и совместно Ливия с Тунисом. Право на проведение чемпионата получила Южная Африка — как наиболее богатая и развитая.

Сразу же после этого консалтинговая компания Grant Thornton опубликовала прогноз, согласно которому в ЮАР на стадионы и инфраструктуру будет потрачено 300 млн долларов, зато проведение чемпионата увеличит ВВП страны на 2,9 млрд долларов (1% ВВП). Сегодня известно, что 300 млн долларов не хватило даже на реконструкцию стадиона Соккер-сити в Йоханнесбурге, где пройдут открытие и финал чемпионата. В итоге же на строительство и реконструкцию одних лишь стадионов было потрачено более 1 млрд долларов. С учетом инвестиций в общественный транспорт, аэропорты и расходов на само проведение ЧМ‑2010 общий счет вырос более чем в двенадцать раз, приблизившись к 4 млрд долларов.

Кроме того, 3,2 млрд долларов было потрачено на строительство Gautrain — пригородной системы железнодорожного сообщения, которая соединяет Йоханнесбург (деловой центр ЮАР) и Преторию (столицу страны) друг с другом и с их предместьями. Линия, строительство которой было одобрено еще до того, как ЮАР получила право на проведение чемпионата, будет достроена лишь в 2011 году, но первые ветки (например, в международный аэропорт Йоханнесбурга) будут использоваться уже во время футбольного первенства.

При этом возможный экономический выигрыш для ЮАР от ЧМ-2010 может оказаться более скромным, чем предсказывали прогнозы. В посткризисных условиях число туристов, по-видимому, окажется значительно меньше запланированного — в ЮАР ожидают не 750, а всего 200 тыс. иностранных болельщиков. Сказывается и географическое положение страны: добираться в ЮАР далеко и дорого отовсюду — и из Европы, и из Азии, и из обеих Америк. Да и те, кто доберется до Южной Африки, скорее всего, потратят гораздо меньше, чем прогнозировалось до кризиса.

Жители же соседних африканских стран не могут компенсировать отсутствия европейских или азиатских болельщиков, несмотря на интерес к футболу. Сказываются и низкие доходы, и малое распространение интернета и банковских карт, которые требуются для покупки билетов. В африканских странах (за исключением самой ЮАР) было куплено лишь 11,3 тыс. билетов.

Основные же выгоды достанутся FIFA и ее ключевым спонсорам, которые получили невиданные права в ущерб мелкому и среднему бизнесу ЮАР. Так, уличным торговцам предписано не приближаться к стадионам ближе чем на 800 метров.

Хотя при подготовке к ЧМ-2010 в ЮАР было создано 150 тыс. рабочих мест, они оказались временными. Сегодня новые и реконструированные стадионы выглядят впечатляюще, но после чемпионата многие из них, скорее всего, превратятся в «белых слонов» (как обычно называют неиспользуемые спортивные объекты). Ведь стоимость их содержания и вместимость значительно превышают

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (708) 14 июня 2010
    Чемпионт по футболу
    Содержание:
    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама