Звездно-полосатая сеть

Культура
Москва, 31.01.2011
«Эксперт» №4 (738)
Номинации на «Оскар» как портрет Америки

Фото: Архив пресс-службы

Иногда для подтверждения банального тезиса о величии Америки достаточно такой малости, как номинации на «Оскар». Порой перечисление номинаций на постере решает прокатную судьбу картины, и необязательно даже дожидаться вручения премий. Ведь лауреаты — это везунчики, вытянувшие счастливые лотерейные билеты, а номинанты — все те, кому поручено быть официальными представителями США на киноэкранах мира.

В этом году список «Оскара» репрезентативен как никогда. Общественный срез пугающе подробный: от самых низов — «белого мусора», эффектно описанного Деброй Граник в малобюджетном триллере «Зимняя кость», до самых верхов — портрета одного из богатейших людей в стране, Марка Цукерберга, впечатляюще представленного в саркастической «Социальной сети» Дэвида Финчера, восемь номинаций. Посередине средний класс («Кроличья нора» Джона Кэмерона Митчелла, номинация для Николь Кидман; «Детки в порядке» Лизы Холоденко, четыре номинации), включая спортсменов («127 часов» Дэнни Бойла, шесть номинаций; «Боец» Дэвида О. Рассела — семь) и творческую интеллигенцию («Черный лебедь» Даррена Аронофски, пять номинаций). Плюс соль американской земли: фермеры, шерифы, рейнджеры, гангстеры («Железная хватка» братьев Коэнов, десять номинаций).

Чем же заняты экранные герои? Как ни удивительно, по преимуществу одним и тем же. Каждому кажется, что перед ним непобедимый соперник: сбежавший в прерии убийца, боксер на ринге, балерина-конкурентка, нечестный партнер по бизнесу, внезапно явившийся из ниоткуда отец собственных детей... И каждый ошибается. На самом деле главный враг — он сам. Борьба с собой — тренд сезона. В этом смысле награду за честность, хоть таких «Оскаров» пока и не учредили, можно сразу вручать Бойлу — точнее, его герою, велосипедисту Арону Ралстену, который смог освободиться и выжить только после того, как ампутировал самому себе руку.

Еще интереснее основной повод для сражения с собственным эго. Это неизбежное, всегда травматическое, но необходимое взросление. Американское кино наконец заметило и по-своему проанализировало всемирную эпидемию инфантилизма; «оскаровские» номинации 2011 года выглядят как перечень альтернативных диагнозов и рецептов.

Семья XXI века в «Детках в порядке» — пара успешных лесбиянок, воспитывающих пару подрастающих детей. Вступая в зрелый возраст, детки вдруг решают познакомиться с биологическим отцом (за эту роль Марк Руффало получил заслуженную номинацию). Обе «матери» в связи с этим будто вновь впадают в детство, переживая приступы ревности и неуверенности в себе. Четырнадцатилетняя героиня «Железной хватки» (колоссальная актерская работа Хейли Стейнфилд тоже принесла номинацию), наоборот, теряет отца в первом кадре фильма, а теперь должна отправиться вместе с двумя взрослыми мужчинами в индейские степи — чтобы найти убийцу и отомстить ему. Ее современная ровесница в «Зимней кости» ищет уже не отца, но остатки его скелета — только так она сможет заявить права на главенство в доме и спасти семью от нищеты. Балерина Нина в «Черном лебеде»

Новости партнеров

«Эксперт»
№4 (738) 31 января 2011
Взрыв в Домодедово
Содержание:
Русский бизнес
Экономика и финансы
На улице Правды
Реклама