Полезли в бутылку

Русский бизнес
Москва, 24.10.2011
«Эксперт» №42 (775)
Татарстанская группа «Нэфис» запустила новый крупный завод по производству и фасовке майонеза, кетчупов и соусов под марками Mr. Ricco, «Ласка», «Томаччо». Благодаря новой упаковке и маркетинговой политике в компании надеются войти в число лидеров уже без того насыщенного рынка

Фото: ИТАР-ТАСС

Майонез — уникальный по российским меркам продукт. В отличие от многих товаров, в том числе и продовольственных, его производство в постсоветской России по сравнению с советскими временами выросло многократно. Если в 1990 году в нашей стране было произведено всего 118 тыс. тонн майонеза, то в 2010-м уже 730 тыс. Рост более чем в шесть раз! За последние десять лет среднегодовой прирост объемов производства майонеза зафиксирован на уровне 12% (см. график 1). На закате советской эпохи майонез был если не дефицитным продуктом, то уж точно нечастым гостем в домах и до 1991 года прочно ассоциировался с Новым годом и прочими праздниками. Сейчас же он обыденность, потребляется во многих семьях ежедневно и добавляется едва ли не в каждое блюдо.

Оливье в достатке

Объем рынка майонеза в денежном выражении не мал. Средняя отпускная цена производителей майонеза по России — от 45 рублей за килограмм, помножим эту цифру на объем производства и получим, что производители продают майонеза примерно на миллиард долларов в год. Средняя же цена в рознице — 90 рублей за килограмм, а это 2,2 млрд долларов. То есть совокупно рынок майонеза в России составляет более двух миллиардов долларов.

После долгого роста рынок в последние три-четыре года стабилизировался. Объяснение простое — россияне наелись майонеза. Средний житель нашей страны потребляет более 5 кг этого соуса в год — один из самых высоких показателей в мире. Следовательно, по объемам потребления рынок в ближайшие годы вряд ли будет сильно расти.

По словам специалистов, предложение превышает спрос уже начиная с 2006 года. В 2008–2010-х производителей майонеза, как ни странно, поддержал кризис: во многих домохозяйствах люди были вынуждены перейти от обедов в столовых и кафе к домашней готовке, а это означало увеличение использования майонеза. Оказал поддержку майонезу и его основной конкурент сметана, которая все последнее время дорожала быстрее из-за дефицита на рынке молока и высоких цен на него.

Рынок майонеза еще и высококонкурентен, этот продукт производят в России в значимых масштабах более сотни предприятий. В то же время отметим присутствие нескольких крупных межрегиональных холдингов российского происхождения, каждого со своей спецификой: «Эссен Продакшн АГ», НМЖК, «Солнечные продукты» и ЭФКО. На продукцию этих компаний приходится 54% рынка (см. график 2).

Таким образом, на стагнирующем рынке, каковым становится рынок майонеза, устроить какое-либо подобие рыночного передела архисложно для любой компании, тем более что на нем выстроилась довольно-таки устойчивая структура со своими лидерами. Тем не менее группа «Нэфис» ввязалась в это непростое дело.

Новый игрок

Татарстанская группа «Нэфис» контролируется Иреком Богуславским, депутатом Госдумы. Основная специализация группы с конца 1990-х и до последнего времени — производство стиральных порошков и жидкостей для мытья посуды, бренды AOS, BiMax, Sorti, «Биолан» (см. график 3). Но в последние пять лет компания все чаще инвестировала в продовольственное нап

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (775) 24 октября 2011
    Протесты
    Содержание:
    Оккупируй что можешь!

    Начавшаяся с Нью-Йорка акция протеста «Оккупируй Уолл-стрит!» быстро стала глобальным феноменом. Правда, пока не ясно, сможет ли движение недовольных реально повлиять на состояние дел в развитых странах

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама