В Нижнем нашкодили

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
27 февраля 2012, 00:00

ГАЗ приступил к сборке автомобилей Škoda Yeti. Для проекта контрактной сборки с Volkswagen Group предприятие закупает универсальное оборудование, которое в будущем может пригодиться для выпуска собственных легковых машин

Фото: Алексей Грамматчиков
Пока на ГАЗе идет крупноузловая сборка Škoda Yeti, а к концу года должно начаться производство полного цикла со сваркой и окраской трех моделей: Škoda Yeti, Škoda Octavia и Volkswagen Jetta

Цеха Горьковского автомобильного завода преображаются. Там, где раньше производились легендарные «Победы» и «Волги», теперь налаживают выпуск автомобилей иностранных марок.

Сотрудничество с иностранцами символично возвращает ГАЗ к его истокам. Ведь изначально это предприятие появилось в виде совместного проекта с иностранцами: строительство автогиганта началось в 1929 году после заключения соглашения с Ford Motor Company — американцы тогда учили советских инженеров налаживать выпуск грузовиков.

И вот, после подписания соглашения с Volkswagen Group, с ноября прошлого года на ГАЗе начата крупноузловая сборка автомобилей Škoda Yeti. С конца текущего года выпуск этой модели начнется уже в режиме полного цикла, будут также производиться модели Škoda Octavia и Volkswagen Jetta. Летом этого года по договору с американской General Motors завод запустит производство Chevrolet Aveo. Наконец, в 2013 году совместно с немецкой Daimler на ГАЗе начнут собирать легкие коммерческие автомобили марки Mercedes-Benz.

Приходу иностранцев в Нижний Новгород предшествовал ряд неудачных проектов ГАЗа. Да, предприятие сейчас неплохо чувствует себя в нише легких коммерческих автомобилей (LCV). Выпускаемые здесь с 1994 года «Газели» до сих пор занимают около половины российского рынка LCV, по итогам прошлого года завод выпустил более 90 тыс. этих автомобилей (прирост на 27%).

Но вот с легковыми машинами ГАЗу не так повезло. Как известно, предприятию не удалось сохранить выпуск «Волги» — культового советского автомобиля бизнес-класса: производство этой машины было фактически свернуто в 2009 году (сейчас «Волги» на ГАЗе собирают вручную в специальном заводском ателье в единичных экземплярах). Досадным провалом нижегородцев закончился проект выпуска легковой модели Volga Siber, созданной по лицензии на платформе американских машин Chrysler Sebring и Dodge Stratus. Производство оказалось для ГАЗа убыточным, и в октябре 2010 года от проекта отказались.

Сейчас ГАЗ переходит в формат контрактного сборщика — то есть не будет производить собственные легковые автомобили, а разместит на своих мощностях выпуск машин сторонних брендов.

Цеха с историей

«Почему “Шкода” не стала создавать “гринфилд”, то есть стоить новый завод в России в чистом поле, а развернула производство на мощностях ГАЗа?» — спрашиваю я Моймира Хаека, невысокого подвижного чеха в аккуратном желтом галстуке, менеджера по планированию производства компании Škoda Auto. «Здесь три основные причины: деньги, время и персонал, — отвечает он. — Создание завода с нуля требует гораздо больше инвестиций и времени. Кроме того, для него придется искать квалифицированный персонал. А сотрудничество с ГАЗом позволяет решить все эти ключевые вопросы: производство можно создать в кратчайшие сроки с минимумом затрат, имея под рукой квалифицированных рабочих».

«Вообще, построить новый завод — это типовая, не запредельно сложная задача. А вот приспособить под новое производство уже имеющиеся мощности — для этого нужна инженерная смекалка», — вступает в разговор Наталья Варюхина, энергичная молодая женщина, руководитель проектов Volkswagen и Škoda на ГАЗе.

Мы идем по просторному цеху ГАЗа, где будет производиться сварка машин Volkswagen и Škoda (всего в проекте задействовано 200 тыс. кв. м заводских площадей). Этот цех повидал многое: в нем еще в 1930-е размещалось производство первых газовских грузовиков, позже тут делали «эмку» — ГАЗ-М-1, самый массовый советский легковой довоенный автомобиль. После войны в цехе собирали «Победы» и, наконец, тут производились почти все модификации «Волги».

Впрочем, на вид не скажешь, что у цеха такая богатая история: светлое, просторное производственное помещение встречает посетителя идеально белыми стенами, чистыми блестящими полами. «Этот цех мы полностью очистили и вывезли отсюда почти пять тысяч тонн металлоконструкций, выкопали пол на несколько метров в глубину, заново залили все бетоном, чтобы пол смог выдержать новое оборудование», — объясняет сопровождающий нас инженер предприятия.

Новое оборудование стоит под пленкой в углу — оно поступает из Германии, и скоро его начнут устанавливать в полностью реконструированном цеху. Однако не все старое оборудование ГАЗ отправил на свалку, часть удалось приспособить под новый совместный проект. Прежде всего это касается линии, на которой собирали Siber. С помощью закупленного в США конвейера будут, в частности, передвигаться кузова собираемых «фольксвагенов» и «шкод». Американского оборудования на новой производственной линии будет немало: например, поверка герметичности кузова или вклейка стекол будет осуществляться с помощью станков, закупленных в свое время у Chrysler. А оборудование по заправке автомобиля техническими жидкостями (тоже приобретенное в США для проекта Siber) уже сейчас используется для крупноузловой сборки кроссоверов Škoda Yeti.

Сборка из трех частей

Крупноузловая сборка (так называемая сборка SKD) подразумевает, что автомобиль поступает на завод разобранным на три части. Отдельно поступает полностью собранный вместе с салоном кузов, отдельно — мотор в сборе с передней подвеской, а третья часть — это задняя подвеска с карданным валом. Осуществляется такая сборка за семь операций (или, как это называют на заводе, тактов), каждая из которых занимает 19 минут. Получается, что на сборку каждой машины уходит около двух с половиной часов.

Все детали для сборки Škoda поступают на ГАЗ из чешского города Млада Болеслав по железной дороге в контейнерах. Интересно, что поставляемые на ГАЗ машинокомплекты получают из уже готовых машин. То есть сначала на заводе в Чехии производят готовые Yeti, потом их разбирают на машинокомплекты и отправляют в контейнерах на ГАЗ, где их, по сути, повторно собирают.

Сейчас на линии крупноузловой сборки Škoda Yeti на ГАЗе задействовано 80 человек. В течение одной смены они собирают 26 машин. В прошлом году всего было собрано 300 Škoda Yeti. Сколько в режиме крупноузловой сборки будет собрано в этом году, официально не сообщается, но в неофициальных беседах на предприятии говорят о нескольких тысячах.

В ожидании новой «Волги»?

Вообще-то режим крупноузловой сборки на ГАЗе должна заменить так называемая сборка полного цикла (CKD), включающая в себя уже такие операции, как сварка и окраска. Ожидается, что CKD-производство на ГАЗе запустят в конце 2012 года, и в этом режиме помимо модели Yeti здесь будут выпускать Škoda Octavia (нового поколения) и Volkswagen Jetta.

В общей сложности в проекте Volkswagen-Škoda на ГАЗе будет задействовано 2,7 тыс. рабочих. Причем, как утверждает Наталья Варюхина, зарплата у них будет такая же, как и на других производствах ГАЗа, то есть в среднем 26 тыс. рублей в месяц.

Пиковая мощность нового производства составит 110 тыс. автомобилей в год. Объем инвестиций — 190 млн евро. Из них 105 млн в проект вкладывает Volkswagen и 85 млн — ГАЗ. «На эти деньги мы приобретаем оборудование, изначально нацеленное на сборку машин Volkswagen и Škoda, — объясняет назначение инвестиций Наталья Варюхина, — оборудование это универсальное, оно подойдет для сборки любых других автомобилей и может стать основой дальнейшего развития производства легковых автомобилей на нашем предприятии».

На ГАЗе не исключают, что все же будут производить собственный легковой автомобиль. Причем есть вероятность, что это снова будет «Волга». «Контрактная сборка легковых автомобилей иностранных марок, которую планируется начать на Горьковском автозаводе с 2012 года, не означает, что ГАЗ отказывается от бренда “Волга”», — говорится в официальном сообщении компании, распространенном летом прошлого года.

Ранее президент группы ГАЗ Бу Андерссен заявлял, что компания собирается приобретать документацию модели Ford Taurus для создания новой «Волги». Причем называлась даже дата предполагаемой покупки — середина 2012 года. Правда, представители ГАЗа официально эту информацию пока не подтверждают.

Нижний Новгород — Москва