В Нижнем нашкодили

Русский бизнес
Москва, 27.02.2012
«Эксперт» №8 (791)
ГАЗ приступил к сборке автомобилей Škoda Yeti. Для проекта контрактной сборки с Volkswagen Group предприятие закупает универсальное оборудование, которое в будущем может пригодиться для выпуска собственных легковых машин

Фото: Алексей Грамматчиков

Цеха Горьковского автомобильного завода преображаются. Там, где раньше производились легендарные «Победы» и «Волги», теперь налаживают выпуск автомобилей иностранных марок.

Сотрудничество с иностранцами символично возвращает ГАЗ к его истокам. Ведь изначально это предприятие появилось в виде совместного проекта с иностранцами: строительство автогиганта началось в 1929 году после заключения соглашения с Ford Motor Company — американцы тогда учили советских инженеров налаживать выпуск грузовиков.

И вот, после подписания соглашения с Volkswagen Group, с ноября прошлого года на ГАЗе начата крупноузловая сборка автомобилей Škoda Yeti. С конца текущего года выпуск этой модели начнется уже в режиме полного цикла, будут также производиться модели Škoda Octavia и Volkswagen Jetta. Летом этого года по договору с американской General Motors завод запустит производство Chevrolet Aveo. Наконец, в 2013 году совместно с немецкой Daimler на ГАЗе начнут собирать легкие коммерческие автомобили марки Mercedes-Benz.

Приходу иностранцев в Нижний Новгород предшествовал ряд неудачных проектов ГАЗа. Да, предприятие сейчас неплохо чувствует себя в нише легких коммерческих автомобилей (LCV). Выпускаемые здесь с 1994 года «Газели» до сих пор занимают около половины российского рынка LCV, по итогам прошлого года завод выпустил более 90 тыс. этих автомобилей (прирост на 27%).

Но вот с легковыми машинами ГАЗу не так повезло. Как известно, предприятию не удалось сохранить выпуск «Волги» — культового советского автомобиля бизнес-класса: производство этой машины было фактически свернуто в 2009 году (сейчас «Волги» на ГАЗе собирают вручную в специальном заводском ателье в единичных экземплярах). Досадным провалом нижегородцев закончился проект выпуска легковой модели Volga Siber, созданной по лицензии на платформе американских машин Chrysler Sebring и Dodge Stratus. Производство оказалось для ГАЗа убыточным, и в октябре 2010 года от проекта отказались.

Сейчас ГАЗ переходит в формат контрактного сборщика — то есть не будет производить собственные легковые автомобили, а разместит на своих мощностях выпуск машин сторонних брендов.

Цеха с историей

«Почему “Шкода” не стала создавать “гринфилд”, то есть стоить новый завод в России в чистом поле, а развернула производство на мощностях ГАЗа?» — спрашиваю я Моймира Хаека, невысокого подвижного чеха в аккуратном желтом галстуке, менеджера по планированию производства компании Škoda Auto. «Здесь три основные причины: деньги, время и персонал, — отвечает он. — Создание завода с нуля требует гораздо больше инвестиций и времени. Кроме того, для него придется искать квалифицированный персонал. А сотрудничество с ГАЗом позволяет решить все эти ключевые вопросы: производство можно создать в кратчайшие сроки с минимумом затрат, имея под рукой квалифицированных рабочих».

«Вообще, построить новый завод — это типовая, не запредельно сложная задача. А вот приспособить под новое производство уже имеющиеся мощности — для этого нужна инженерная смекалка»

У партнеров

    «Эксперт»
    №8 (791) 27 февраля 2012
    Президентские выборы
    Содержание:
    Пробуждение политики

    Главный итог текущего избирательного цикла в том, что в России расширилось пространство публичной политики. Это следствие сдвигов в структуре общества, к которым политической системе еще предстоит приспособиться

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Русский бизнес
    На улице Правды
    Реклама