Несостоявшаяся инновация

В последние годы в школы массово поставляются компьютеры, но без качественных электронных учебников они неэффективны. Усилия Минобрнауки по разработке таких учебников пока должных результатов не дали

Фото: Interpress / Photoxpress.ru

За счет чего электронное пособие в принципе эффективнее полиграфического? Одно преимущество очевидно: у него богаче иллюстративный ряд и справочный блок. В первом электронном учебнике по истории было около 6 тыс. иллюстраций — больше, чем во всех учебниках истории федерального перечня, вместе взятых. Более того, в учебник включено несколько сотен «живых» иллюстраций — анимаций, отрывков из кинохроники, художественных фильмов и т. д. Но главное, можно не просто читать и разглядывать множество красивых картинок — электронный учебник является «живым» помощником учителя, проверяет, как усвоен материал, ставит оценки, указывает, что плохо понято, и даже награждает виртуальными призами отличников.

Хороший электронный учебник не только учит, но и делает учебу увлекательной, от такого пособия горят глаза даже у слабо мотивированных школьников. Алгоритм обучения может быть продуман так, что ребенку кажется: он играет в какую-то мультимедийную игру, прорывается к заветной цели, преодолевая трудности, уклоняясь от расставленных авторами «ловушек». Если речь идет об учебнике истории, то он должен быть стилизован под изучаемую эпоху, как бы погружая в нее ученика, помогая почувствовать себя современником изучаемых событий.

При наличии доступа в интернет электронный учебник автоматически пересылает учителю результаты домашних занятий школьника (электронный табель и протокол работы). Анализ этих материалов помогает понять, какие у каждого учащегося успехи и проблемы. Электронный учебник невозможно «прочесть по диагонали», всегда понятно, какой параграф изучен и на какую оценку. При работе с полиграфическим пособием преподаватель успевает на уроке лишь выборочно проверять знания учащихся — электронный учебник делает
контроль знаний и умений сплошным. При этом хороший электронный учебник содержит материалы нескольких уровней сложности, что позволяет давать каждому учащемуся оптимальную именно для него нагрузку.

Богатый иллюстративный ряд и специальные инструменты электронного учебника позволяют вводить интересные исследовательские, поисковые задания. Ряд таких заданий включен в учебник, сценарии соответствующих уроков описаны в методичке. Учителю предоставлены возможность и необходимые инструменты для добавления в электронную книгу новых творческих заданий.

Убитый рынок

Первые электронные учебные пособия появились у нас лет двадцать назад: фонетический тренажер по английскому языку «Профессор Хиггинс» издательства «Истрасофт» (он до сих пор продается под тем же названием) и виртуальная лаборатория «Физика в картинках» издательства «Физикон» (издание сейчас известно во многих странах мира как «Открытая физика»). Они дополняли традиционные учебники, позволяя повысить эффективность обучения за счет возможностей информационных технологий.

Первый электронный учебник «История России: XX век» был выпущен издательством «Клио Софт» в 1998-м и уже не дополнял, а заменял обычные учебники: он на общих основаниях с полиграфическими изданиями прошел экспертизу и получил официа

У партнеров

    «Эксперт»
    №24 (807) 18 июня 2012
    Протесты
    Содержание:
    Скромные миллионы

    Болотная, какой мы ее знали, подошла к концу. Осенью протест будет либо с другими лозунгами и лидерами, либо утратит политическое значение

    Международный бизнес
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама