Бюджетная «охранка» задушит рост

Повестка дня
Москва, 24.09.2012
«Эксперт» №38 (820)

Фото: РИА Новости

Первое же обсуждение правительством проекта федерального бюджета на предстоящую трехлетку вскрыло острый конфликт между Минфином и Минэкономразвития по поводу целей и средств государственной бюджетной политики. Позиция Минфина традиционно охранительная. По мнению главы ведомства Антона Силуанова, требуется прежде всего минимизация бюджетных рисков. Во чтобы то ни стало надо снижать зависимость бюджета от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и максимально увеличивать резервы на случай нового кризиса вне зависимости от состояния реального сектора экономики.

МЭР категорически против. Это ведомство исповедует проактивную политику поддержания умеренного дефицита, отказа от перенакопления бюджетных фондов и мобилизации для текущих госнужд разного рода внебюджетных источников. Глава МЭР Андрей Белоусов охарактеризовал предлагаемый бюджет как чрезвычайно жесткий: «По федеральному бюджету мы запланировали сокращение бюджетных расходов с 25 процентов ВВП на пике кризиса, когда были максимально раскручены государственные расходы, примерно до 19 процентов в 2015 году, то есть на шесть процентных пунктов. Должен сказать, что в таких масштабах бюджетная консолидация осуществляется только странами, которые испытывают большие финансовые трудности либо хотят избежать их. Это такие страны, как Великобритания и Испания». Глава МЭР предложил модифицировать бюджетное правило, в соответствии с текущей версией которого потолок Резервного фонда, сверх которого нефтегазовые доходы бюджета можно частично использовать на инвестиции в инфраструктуру, составляет 7% ВВП, а неналоговые доходы бюджета автоматически «запираются» в бюджетных накопительных фондах. Белоусов предложил снизить неприкосновенный потолок фонда до 5% и разрешить тратить на текущие нужды внебюджетные источники госдоходов, которые сегодня выглядят очень внушительно (более 180 млрд рублей от недавней реализации доли пакета ЦБ в Сбербанке, порядка 100 млрд рублей дивидендов за ряд лет госкомпании «Роснефтегаз», а также десятки миллиардов рублей инвестиционного дохода от размещения средств накопительных бюджетных фондов).

Казалось бы, речь идет о каких-то деталях бюджетной кухни, понятной и важной только специалистам. На самом деле мы являемся свидетелями сшибки принципиально разных подходов к путям развития страны в ближайшие годы, и выбор развилки — за политическим руководством страны. Кажущаяся такой удобной и надежной позиция Минфина — минимизация сиюминутных бюджетных рисков — на самом деле угнетает рост и умножает риски политические. Когда на улицы выйдут не изнеженные белоленточники, а трудовое сословие, недовольное ростом безработицы и снижением зарплат, вся конфигурация политической жизни в стране может в одночасье поменяться.

В следующем номере «Эксперта» мы подробнее расскажем о параметрах бюджета на 2013–2015 годы и о дискуссиях вокруг него.

Новости партнеров

«Эксперт»
№38 (820) 24 сентября 2012
Сериалы
Содержание:
Рейтинги вместо смысла

Российская индустрия сериалов переживает творческий кризис. Преодолеть его она сможет в том случае, если студии будут иметь возможность привлекать инвестиции, а телеканалы не побоятся экспериментировать с контентом

Международный бизнес
Экономика и финансы
Частные инвестиции
Потребление
Русский бизнес
Индикаторы
На улице Правды
Реклама