Деловая конъюнктура

15 октября 2012, 00:00

Экономику двигает потребительский спрос; Базовая инфляция выше 7% годовых; Наши потребители оптимистичнее большинства европейских

Из оценок структуры формирования ВВП России во втором квартале по факторам спроса, обнародованным недавно Росстатом, вытекает, что скромное расширение российской экономики, как и кварталом ранее, было движимо почти исключительно потребительским спросом домохозяйств. Вклад инвестиционного спроса оставался близок к нулю. Близким к нулю, хотя и отрицательным, был и вклад в прирост ВВП чистого экспорта — не столько из-за роста импорта товаров и услуг, как это происходило в 2010–2011 годах, сколько из-за заметного сжатия физических объемов экспорта, максимального за послекризисный период, по-видимому связанного с сокращением спроса европейских потребителей.

В итоге в целом с начала нынешнего года сохранялись весьма скромные темпы расширения внутреннего спроса (при падении экспортного), почти целиком пришедшиеся на расширение спроса на услуги со стороны домохозяйств. Благодаря высокой трудоемкости сферы облуживания это позволяло поддерживать исторически минимальные уровни безработицы, несмотря на «приглушенные» темпы экономичного роста.

Индексы PMI говорят, что как обрабатывающие отрасли, так и сфера услуг России заметно улучшили свои позиции в конце третьего квартала. По мнению аналитиков банка HSBC, за этим ускорением и улучшением деловых ожиданий стоят рост цен на нефть и дополнительные программы стимулирования, запущенные ФРС и ЕЦБ, в частности значительно снизившиеся опасения по поводу потенциального распада Еврозоны.

Инфляция в сентябре заметно выросла против предыдущего месяца (0,6% к предыдущему месяцу по сравнению с 0,1% в августе). Рост цен на непродовольственные товары и услуги продолжал ускоряться. Продовольственная дефляция августа перешла в сентябре в инфляцию, хотя и довольно слабую, из-за сохраняющегося эффекта снижения цен на плодоовощную продукцию. При этом в сентябре отмечалось удорожание отдельных видов продуктов переработки зерна.

В целом баланс факторов, влиявших на цены, практически не изменился по сравнению с летними месяцами. Несмотря на ускорившийся рост цен на непродовольственные товары и услуги, а также сезонно возобновившийся на продовольствие, очищенная от сезонности базовая инфляция в июне—сентябре стабилизировалась на уровне около 7,5% годовых. Показатель инфляции по отношению к соответствующему месяцу предыдущего года вырос в сентябре до 6,6%, что превышает целевой интервал ЦБ и указывает на высокую вероятность дальнейшего повышения ставки рефинансирования.

Росстат представил итоги очередного квартального обследования потребительских ожиданий населения. Индекс потребительской уверенности (ИПУ), отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в июле—сентябре по сравнению со вторым кварталом 2012 года снизился на два процентных пункта и составил минус 6%.

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998 года ежеквартально с охватом 5 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах во всех субъектах федерации.

На снижение уровня индекса потребительской уверенности наиболее существенно повлияло падение индекса ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу снизился на шесть процентных пунктов и составил минус 2% против плюс 4% во втором квартале 2012 года.

Ухудшился на два процентных пункта и индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении. Доля респондентов, считающих, что их материальное положение в течение следующих двенадцати месяцев улучшится, составила 13%, ухудшится — 17%.

Индекс благоприятности условий для крупных покупок составил минус 17% и вырос по сравнению со вторым кварталом 2012 года на один процентный пункт. Индекс благоприятности условий для сбережений остался без изменений и составил минус 33%.

Тем не менее российская картина потребительских настроений остается более благоприятной по сравнению с большинством европейских стран. ИПУ во всех странах Европы, за исключением Дании, Швеции и Финляндии, существенно хуже, чем в России. Примечательно скатывание в отрицательную область в минувшем квартале индикатора настроений потребителей в сравнительно здоровом ядре еврозоны — Германии и Австрии.