«Мегаплан» предлагает делать бизнес в облаках

Елена Николаева
29 апреля 2013, 00:00

Какова стоимость привлечения одного клиента? SaaS компания считается устойчивой, если на привлечение клиента тратит меньше 1/3 денег, получаемых от него за все время пользования.

Михаил Смолянов

Сфера деятельности:  облачные технологии

Михаил Смолянов, 31 - мехмат МГУ
Сергей Михайлов, 30 - мехмат МГУ
Давид Галоян, 31 - МЭСИ
Михаил Уколов, 30 - МЭСИ
Олег Рыбалов, 30 - МЭСИ

Стартовые вложения:

2007–2008 гг. —$ 1 000 000 от основателей
2009–2011 гг. — несколько миллионов долларов от IQ One
2012 г. — $ 7 000 000 от 1С  

— Ты не пользуешься облачным сервисом? А где хранишь ценную информацию?! — знакомый айтишник совершенно обескуражен. Не успела я опомниться, как все данные из моего смартфона с помощью специального приложения уже сохранили в облаке, а мне тут же был торжественно выдан пароль.

Соцсети, почта и другие сервисы — с облачными технологиями мы сталкиваемся ежедневно. Но простое хранение личных данных, конечно, самый примитивный способ использования облака — автономной платформы, к которой, при наличии интернета и личного пароля, мы можем получить доступ с любого устройства, из любой точки мира. По мнению ряда специалистов, именно облака рано или поздно заменят жесткие диски, решат проблему сохранности информации, быстродействия и ряд других задач. И уже сегодня они помогают оптимизации и модернизации бизнеса. 

Как это работает

Сегодня IT-отдел — одно из главных звеньев практически любой компании. «Летит система», стираются данные, пожар, наводнение, расстроенный увольнением сотрудник уносит информацию — возможностей потерять даже цифровые данные хватает. А вот как сохранить — рецепт пока один: облачные технологии.

Суть облачного сервиса в следующем: все папки, к которым вы имеете доступ, находясь на рабочем месте, вместо жесткого диска находятся в облаке поставщика услуги SaaS (Software as a Service). Заключив договор с такой компанией, вы арендуете автономную платформу с нужными мощностью и функционалом — и не задумываетесь об установке собственного дорогостоящего программного обеспечения. Более того, вы получаете лучший технический персонал, который к тому же не нужно держать у себя в штате. Можно закрывать свой отдел техподдержки. Да и сменить поставщика довольно просто — ведь инвестиций в аппаратно-программное обеспечение не было.

Опции можно добавлять и убирать, вводить уровни секретности, делать сложные вычисления. Каждый сотрудник, даже находясь вне офиса, может вносить изменения и видеть, что делают другие. Если кто-то из них допустил ошибку — всегда можно «откатиться» назад. Таким образом, решаются задачи по взаимодействию удаленной команды, стираются географические границы. Поставщики облачных услуг, в свою очередь, арендуют ячейки в дата-центрах, имеющих многоступенчатую защиту. Высший уровень защищенности, доступный в России, — третий по международной классификации. Он подразумевает и наличие резервных электрических мощностей, чтобы центр обработки данных мог работать даже в случае природных катаклизмов, и физическую охрану объекта. Стоимость таких центров исчисляется десятками миллионов долларов. И в одиночку небольшая компания не может себе такое позволить. Провайдер же набирает тысячи клиентов, «в складчину» пользование «удаленным хранилищем» обходится дешевле — абонентская плата в среднем по рынку от 150 рублей в месяц.

Использование SaaS-услуг это:

  • отсутствие капитальных затрат;
  • предсказуемые операционные расходы;
  • скорость внедрения решений.

Результат: экономия времени и денег.

Остается, правда, риск, что «облачная» техподдержка не ответит на запрос. Одно дело, когда это IT-отдел — собственные сотрудники, на которых можно повлиять, и совсем другое, когда это сторонняя компания. 


Инвестиция в будущее

Фактически российский SaaS-рынок стал развиваться в 2011 году, и рос он стремительно: президент компании Parallels Павел Ершов оценивает его на уровне 450 млн долларов в год, отмечая: «Мы туда включаем не только классические облачные сервисы, но и хостинговые услуги». При этом даже такая внушительная цифра — это только начало. «В Германии сейчас облачный сервис — это несколько миллиардов евро в год. То есть наш рынок меньше него в несколько раз, может быть, даже в десять», — говорит Ершов. А объем мирового облачного рынка оценивается в 22 млрд долларов.

Нам есть куда расти: по опросам, больше 40% владельцев и сотрудников малого и среднего бизнеса планируют начать использовать облачные приложения. Если это произойдет, к 2015 году отечественные облака могут дорасти до 1 млрд долларов. 

Бизнес для бизнеса

Когда в 2006 году, будучи совладельцем и директором интернет-магазина электроники «Ютинет», Михаил Уколов попытался найти на российском рынке подходящее программное обеспечение для управления бизнесом — такого не оказалось. Пришлось создавать свое. Уже в 2008‑м вместе с Михаилом Смоляновым и еще четырьмя партнерами он выпустил «Мегаплан». «У нас два основных продукта: “Совместная работа” — это продукт для управления задачами, проектами, для делегирования задач и поручений и контроль за их исполнением, для эффективного управления работающими удаленно сотрудниками и распределенными филиалами, второй продукт — “Продажи” — это CRM-система для выстраивания эффективной системы продаж и управления ею», — рассказывает генеральный директор «Мегаплана» Михаил Смолянов.

Партнеры сразу сделали ставку на простоту. В системе легко может разобраться любой сотрудник. По сути, это базовые сервисы. «Они предлагают решения для повышения эффективности, подходящие маленьким и средним предприятиям. Речь, конечно, не идет об автоматизации крупной компании, например “Газпрома”. Но маленьких компаний в России довольно мало. Да, у них довольно низкая, относительно Европы, эффективность труда. Но и конкуренция в этой среде небольшая. Лучший CRM для них по-прежнему Exсel», — говорит директор по стратегическому развитию «СКБ Контур» Петр Диденко.

Работать в офисе можно дистанционно 050_expert_17_2.jpg
Работать в офисе можно дистанционно

«Мегаплан» — не копикат. «Похожие западные сервисы сделаны под плоскую демократическую структуру в компании, когда все сотрудники равны. У нас в России так не принято, у нас обычно жесткая иерархия, вертикальная пирамида, поэтому сразу есть оргструктура, настройки, кто кому подчиняется, отделы, руководители отделов. То есть человек видит только то, чем он занимается», — объясняет Михаил Смолянов. «Мегаплан» одним из первых предложил облачные решения для бизнеса. В проект партнеры вложили порядка миллиона долларов. Довольно быстро нашли первых клиентов. И до лета 2008 года дела шли в гору. В период кризиса пришлось тяжело, но, как известно, что не убивает — делает сильнее. Выжив, проект привлек еще несколько миллионов долларов инвестиций, отдав блокпакет акций. Инвестор первого раунда — фонд IQ ONE, основной бенефициар Ульви Касимов.

А в 2012 году «Мегаплан» привлек порядка 7 млн долларов, уступив 51% акций компании 1С, разработчику деловых программных решений. Точная сумма сделки не раскрывается, но известно, что 1С оценил проект в 8 показателей выручки, которая тогда составляла 2 млн долларов. (К слову, разработчик ПО систематически скупает доли облачных сервисов для бизнеса: ранее 1С стал совладельцем схожих с «Мегапланом» компаний «Мой склад» и «Битрикс».)

Сейчас продуктами «Мегаплана» — пользуются более 6 тыс. компаний малого и среднего бизнеса в России и СНГ, а это примерно 70 тыс. сотрудников. За все время работы «Мегаплана» с помощью компании решено около 3,5 млн задач.

Калькулятор

Зарабатывает «Мегаплан» с подписки, которая, вопреки представлениям о дороговизне облачных услуг, доступна даже малому бизнесу. «В зависимости от продукта и срока подписки (чем она дольше — тем больше скидка. — “Эксперт”) пользование продуктом стоит от 212 до 600 рублей в месяц за лицензию», — говорит Михаил Смолянов.

В 2011 году штат компании составлял 40 человек, в 2012-м — 80, сегодня сотрудников свыше ста. Большая часть из них — это техподдержка, продавцы, дизайнеры, аккаунт-менеджеры, костяк составляют разработчики. Средняя зарплата — 60 тыс. рублей. Значит, за год ФОТ — 93 млн рублей с налогами. В интеллектуальном бизнесе это примерно 70% расходов. Остальные затраты — аренда серверов, помещений; продвижение. Выходит, сейчас годовые расходы — 121 млн рублей.

В 2011 году в клиентскую базу входило 2,4 тыс. компаний, было реализовано более 7,5 тыс. заказов. Выручка составила около 7 млн долларов, или 210 млн рублей. Компания вышла на операционную прибыль. Но потом были привлечены новые инвестиции, последовали новые вложения, расширение бизнеса и штата, и сейчас компания опять не показывает прибыли. 

Перспективы рынка

Конечно, ряд обстоятельств мешает внедрению облачных решений: помимо проникновения интернета это прежде всего угроза безопасности данных, утечки информации, потери контроля над приложениями.

Директор «Мегаплана» говорит о других причинах: «Мало малого бизнеса в стране, низок уровень конкуренции во многих секторах экономики. У большинства бизнесов основное конкурентное преимущество — это близость к распределению ресурсов и близость к госзаказам, таким компаниям не надо эффективно обслуживать своих клиентов — значит, им не нужна CRM-система».