Неплатежи в ЖКХ могут парализовать отрасль

30 июня 2014, 00:00

По итогам 2013 года задолженность за услуги и ресурсы ЖКХ в России выросла до 886 млрд рублей — такие данные содержатся в докладе, опубликованном в Центре изучения региональных проблем (ЦИРП). Это больше, чем дефицит консолидированного бюджета РФ в 2013 году (848,7 млрд рублей). И, если проблему не решать, всю систему коммунального хозяйства и связанные с ней отрасли промышленности ждет коллапс.

В три раза за последние шесть лет выросли долги предприятий, занимающихся производством и распределением газа, воды и электроэнергии. По данным Росстата, за 2013 год потребители больше всего задолжали производителям электроэнергии — 160,2 млрд рублей, за прошлый год долг увеличился на 19,9%. Задолженность перед производителями пара и горячей воды — 105,7 млрд рублей (рост за год на 22,3%). Просрочка у производителей тепловой энергии перед поставщиками ресурсов — 111,6 млрд рублей (рост за год на 20,9%).

О росте неплатежей в сфере ЖКХ постоянно пишут СМИ, однако они уделяют внимание самому незначительному сегменту должников — физическим лицам. Между тем из 886 млрд рублей общего долга население задолжало всего 20% — 176 млрд рублей. А еще 710 млрд образовались из-за долгов других субъектов (промышленных и сельхозпредприятий, бюджетных организаций и проч.) и недобросовестных управляющих компаний (УК), которые не перечисляют деньги граждан организациям ЖКХ.

По данным Росстата, кредиторская задолженность УК ежегодно растет. На конец 2013 года она составила 141,4 млрд рублей (рост за год на 6,2%). Доля долга перед поставщиками ресурсов в общем объеме задолженности выросла с 61% в 2005 году до 83% в 2013-м. С бюджетными организациями и внебюджетными фондами УК стали рассчитываться намного аккуратнее: доля долга перед ними снизилась за указанный период с 27 до 7%.

Интересно, что долг УК перед банками резко сократился: за несколько лет с 6 млрд он уменьшился до 92 млн рублей к началу 2013 года. УК нашли очень неплохой источник кредитования: средние ставки по кредиту составляют около 17%, а если не платить ресурсоснабжающим организациям (РСО), после судов штраф за день просрочки назначается в размере 1/300 ставки рефинансирования, то есть около 10% годовых.

Из-за масштаба проблемы власти уделяют ей все больше внимания. Например, в ноябре 2013 года на заседании правительства России глава МВД Владимир Колокольцев сообщил, что с начала года ведомство выявило свыше 3 тыс. преступлений в сфере ЖКХ, ущерб составил более 3 млрд рублей, и все чаще руководители УК-неплательщиков получают реальные сроки.

ЖСК, ТСЖ, УК, а также другие посредники между собственниками жилья и поставщиками коммунальных ресурсов охотно избавляются от долгов с помощью процедуры банкротства. По мнению эксперта ЦИРПа Сергея Воробьева, «сегодня “клонирование” УК поставлено на поток, когда на месте конторы с многомиллионными долгами создается новая компания, меняются реквизиты и названия, прежними остаются только собственники».

По мнению Воробьева, один из путей выхода из ситуации для РСО — прямые расчеты с конечными потребителями, без посредников в виде УК, ТСЖ, ЖСК и проч. РСО, перешедшие на прямые расчеты, отмечают значительное улучшение платежной дисциплины. Но для реализации этого механизма нужно создавать розничную инфраструктуру, включающую систему контроля и расчетно-кассовые центры (РКЦ), в которых проводят сверку и распределение платежей.

На данный момент, как отмечают в ЦИРПе, долги за электроэнергию достигли критического уровня: по итогам 2013 года производители электроэнергии недополучили 160,2 млрд рублей. Ситуация с ростом задолженности грозит отрасли переходом в хронически убыточное состояние, что, естественно, является прямой угрозой для ее работоспособности. Рост долгов РСО перед производителями ресурсов вынуждает последних требовать предоплату. Кроме того, сейчас Госдума в первом чтении уже приняла проект закона, который повысит размер пеней за задержку коммунальных платежей до 17,7% годовых, то есть приблизит их к средней ставке потребительского кредита. Однако эксперты говорят, что все это незначительно повысит собираемость платежей. Для комплексного решения нужен более серьезный подход, а пока ситуация в отрасли будет только ухудшаться.