Экспорт и техническая эффективность: есть ли связь?
Результаты модельных расчетов говорят о наличии положительной взаимосвязи между статусом экспортера и технической эффективностью предприятий. Это, с одной стороны, является следствием обучения в процессе экспортной деятельности, а с другой — результатом самоотбора изначально эффективных предприятий, выходящих на экспортный рынок

На сегодняшний день в литературе преобладает мнение, что на внешние рынки выходят самые эффективные фирмы, при этом их высокая производительность — результат самоотбора (self-selection). Экспортеры несут дополнительные издержки, связанные с транспортировкой и позиционированием продукции на новом рынке, сбором сведений о рынке и поиском зарубежных партнеров (beachhead costs). Не все компании смогут преодолеть барьеры входа на зарубежные рынки, и только самые успешные сохранят место на внешних рынках, инвестируя средства за рубеж и получая при этом прибыль.
Результаты многочисленных исследований подтверждают гипотезу о самоотборе. Так, в работе [1] авторы приходят к заключению, что на начальном этапе реализации продукции за рубежом у менее производительных фирм издержки превышают выгоды от экспорта. В работе [2] представлена динамическая модель, учитывающая неоднородность фирм в международной торговле. Эта модель показывает, что только наиболее эффективные фирмы получают выгоду от выхода на внешние рынки, в то время как непроизводительные вынуждены с рынка уйти. В результате происходит перераспределение внутри отрасли в сторону наиболее производительных фирм. С другой стороны, фирмы, принимающие решение экспортировать свою продукцию за рубеж, получают ценный опыт, который помогает им вывести производительность на более высокий уровень, в некотором роде дополняя гипотезу самоотбора. Этот механизм получил название обучающего эффекта от экспорта за рубеж (learning-by-exporting).
В большинстве работ, посвященных анализу связи между экспортом и производительностью, в качестве показателя производительности использовалась оценка совокупной факторной производительности (total factor productivity, TFP) или производительности труда. Так, в статье [3] на примере Германии была рассмотрена причинно-следственная связь между экспортом и совокупной факторной производительностью. В результате было выявлено, что фирмы-экспортеры в среднем более производительны, чем неэкспортеры. При этом рост производительности влечет за собой увеличение вероятности выхода на внешний рынок. Авторы работы [4] отмечают, что повышение производительности в результате экспортной деятельности имеет постоянный и устойчивый эффект, даже если фирма впоследствии примет решение о прекращении экспорта. В работе [5] сделана оценка, что при увеличении экспортной экспансии на 1% TFP увеличивается в среднем на 0,04 процентного пункта. Авторы полагают, что за счет экспансии на рынке экспорта в период 1999–2007 годов производительность экспортеров выросла на 60%.
№38-39 (1001)
26 сентября 2016 - 2 октября 2016 В номере: Главное Разное Русский бизнес Специальный доклад- Что мы можем предъявить миру
- Как нам накормить китайцев
- Машиностроительный экспорт: победа по очкам
- Экспорт порядка в стан аналитиков
- Экспорт и техническая эффективность: есть ли связь?
- Тысяча и одно испытание электростальского «Тяжмаша»
- С упорством, достойным лучшего применения
- Коротко
- Многовекторность за русский счет
- Три года без надежды
- Консолидация на рынке жилья: первый пошел
- Дело рук утопающих
- Телефонным разговорам найдут экономного хранителя
- Социально-экономический эффект снижения вреда здоровью населения