Попытка номер два

Главная новость
Москва, 24.02.2020
«Эксперт» №9 (1153)

Канадская машиностроительная компания Bombardier объявила о продаже своего железнодорожного подразделения Bombardier Transportation французской Alstom. Сумма сделки после всех вычетов оценивается в диапазоне 6,4–6,9 млрд долларов. Из них Bombardier получит от 4,2 до 4,5 млрд, еще 2,1 или 2,3 млрд — канадская инвестиционная компания Caisse de Depot et Placement du Quebec (CDPQ), владеющая сейчас долей в Bombardier Transportation. Впрочем, квебекские инвесторы совсем покидать железнодорожное машиностроение не собираются: CDPQ планирует вложить до 2,9 млрд долларов в «укрупненный» Alstom, став с долей до 18% одним из крупнейших его акционеров.

Событие на самом деле не рядовое. Оба фигуранта — и Alstom, и Bombardier — традиционно были крупными игроками на рынке железнодорожной техники, уступая в отрасли по размеру выручки только китайцам (см. график). Таким образом, после завершения сделки Bombardier «похудеет» почти вдвое, сосредоточившись на авиационной отрасли. А железнодорожное подразделение Alstom, напротив, практически удвоится в масштабах.

Следует напомнить, что это далеко не первый пример процесса продолжающейся концентрации активов в мировой железнодорожной отрасли и уже не первая попытка Alstom рвануть вверх на железнодорожном рынке за счет слияний и поглощений. Еще в 2015 году мировая железнодорожная общественность была поставлена перед фактом объединения двух китайских машиностроительных гигантов: CNR Group и CSR Group (Китайской Северной и Китайской Южной корпораций локомотивов и подвижного состава). Получившийся гигант с выручкой на уровне 30 млрд евро уверенно занял лидирующие позиции на мировом железнодорожном рынке. И заставил европейцев искать способы противодействия.

Одним из таких путей стала попытка Alstom поглотить железнодорожное подразделение немецкой Siemens (см. «Alstom и Siemens дружат против китайцев», «Эксперт» № 40 за 2017 год). В результате сделки появилась бы компания с выручкой свыше 15 млрд евро. Стороны даже пришли к договоренности о механизме этого объединения и получили принципиальное согласие от национальных антимонопольных регуляторов Франции и Германии. Однако в 2019 году Еврокомиссия запретила эту сделку, увидев в ней угрозу монополизации рынка. Так что Alstom пришлось искать счастья за океаном.

Ранее американский промышленный конгломерат General Electric заявил о заключении сделки об объединении своего транспортного подразделения GE Transportation с поставщиком железнодорожного оборудования Wabtec в рамках сделки на общую сумму 11,1 млрд долларов. Объединенная компания будет иметь выручку свыше 8 млрд долларов в год, став таким образом одним из крупнейших игроков на мировом рынке железнодорожного машиностроения.

Крупнейшая в России компания железнодорожного машиностроения «Трансмашхолдинг» (ТМХ) с выручкой 286 млрд рублей (4,2 млрд евро) также вошла в число крупнейших игроков мировой отрасли. И это, возможно, еще не предел. ТМХ разработал амбициозную программу развития и расширения своего присутствия на миро

Новости партнеров

«Эксперт»
№9 (1153) 24 февраля 2020
Китай встал
Содержание:
Вирус дал осложнения

Коронавирус выдыхается, а негативные последствия для производителей сырья, для авиационной и автомобильной отраслей только набирают обороты. В мягком варианте потери для экономики G20 составят 140 миллиардов долларов

Главная новость
Наука и технологии
Реклама