Удивительная жизнь изолированных студентов

Виктория Орлова
29 марта 2021, 00:00
№14

Студенты на удаленке: как не растерять знания и не уйти в депрессию, почему важно вовремя отключить микрофон и камеру, сколько дел смог бы одновременно выполнять Юлий Цезарь, если бы был на дистанционке, и хотим ли мы такого будущего для наших детей. Специальное расследование «Эксперта»

JULIEN WARNAND/EPA

Дистанционное образование стало болезненным фактором социального и политического напряжения по всей России. Карантинный опыт получения знаний не понравился ни детям, ни учителям, ни родителям: возросли нагрузки, а качество образования снизилось — это самое основное. В результате чиновники заявили, что возврата к дистанту не предвидится, если страну не накроет новая волна коронавируса. Но в то же время некоторые эксперты принялись уверять, что в онлайн-формате есть свои плюсы, за дистанционкой будущее и Россия должна встроиться в передовые процессы, чтобы не отстать от прогрессивных веяний системы обучения. Строятся цифровые платформы, продвигаются веб-курсы, проводится обучение преподавателей. Может, пора принять новую реальность и подумать, как адаптироваться к дистанционному формату образования?

«Эксперт» поговорил со студентами, учеными, родителями и учителями, которые пережили эпоху дистанта. У молодых людей, конечно, оптимизма больше, они насчитали много плюсов, но учиться через гаджеты больше не хотят и своим детям того не желают. Ученые привели массу аргументов, почему от дистанта страдает здоровье, исчезают знания и появляются проблемы в социализации. А учитель математики московской школы «Интеллектуал» Сергей Ламзин хотя и оценивает недавний дистант-опыт как провал, считает, что школа будущего обязательно будет содержать элементы онлайн-обучения.

Скука, усталость, разочарование, напряженность, гнев и отвращение — вот сухой остаток от дистанта. С ноября по февраль, практически три месяца, российские студенты сидели на карантине и получали знания через гаджеты и компьютеры. Возможно, это уникальный опыт. Но есть опасения, что у чиновников появится соблазн навсегда уйти от очной системы обучения.

Мы собрали двадцать студентов из нескольких московских вузов с первого по четвертый курсы бакалавриата и специалитета, а также первого и второго курсов магистратуры и спросили: «Ну и как оно?» Одни мечтают окончить институт, сидя дома с чашечкой чая, другие вздыхают с облегчением, что заточение заканчивается. Но все наши респонденты сходятся в одном: изоляция изменила их взгляд на образование, научила лучше распоряжаться своим временем, совмещать учебу в вузе и работу. Иногда изменения были столь радикальны, что мы решили не публиковать настоящие имена наших героев: мало ли что придет в голову их преподавателям или близким.

Дополнительные каникулы и пропавшая необходимость посещать институт, казалось бы, должны были вызвать восторг, но радовали наших студентов только первое время. Потом счастье сменилось разочарованием, скукой или безразличием. У некоторых наших собеседников даже развилась депрессия, связанная с отсутствием общения и необходимостью сидеть в четырех стенах. 

Были и плюсы. Работающим студентам (а девяносто процентов наших респондентов работают или имеют небольшую подработку) изоляция дала возможность больше времени посвящать своему ремеслу. Правда, в результате этого, а также из-за проблем с самодисциплиной качество образования пошло на спад. Старшекурсники еще убеждены, что удаленка на их будущую квалификацию никак не повлияет. Но учащиеся младших курсов опасаются упустить основы своих профессий.

Тех, кто пожелал бы полностью остаться на удаленке, вопреки прогнозам оказалось меньшинство. Желание перейти на очное обучение без онлайн-пар тоже изъявили единицы. Самый распространенный ответ — «50 на 50». Взвесив все плюсы и минусы, студенты решили, что идеальный режим обучения такой: проводить половину пар очно (преимущественно практические занятия и те предметы, которые требуют тщательных объяснений с помощью наглядных примеров и записей) а половину — дистанционно. Это лекции, которые удобно прослушать с компьютера или смартфона и которые не требуют специального оборудования и работы у доски. Конечно, тут есть и субъективный фактор: у каждого студента уникальный список «ненужных предметов». Зачастую в него входят и те пары, которые студенту просто неинтересны.

Наступление онлайн-будущего неизбежно, считают наши собеседники. Но подходить к нему нужно прагматично. Что плохого в шопинге по интернету? Сплошные плюсы. Но лечиться лучше в больнице, общаться — с глазу на глаз, работать так, как удобно каждому. Прелести студенческой жизни не почувствуешь через веб-камеру, и даже экзаменационный стресс нужно пережить, чтобы счастье от заслуженного диплома было полным. 

А теперь подробно.

Что разделяет наших студентов

Плюсы дистанционного образования:

— Свободное время для работы и личной жизни

— Экономия времени на дорогу до вуза

— Больше возможностей для заработка

— Мотивация для поиска работы

— «Передышка», возможность для самоопределения

— Можно учиться в столичном вузе из другого города

— Больше общения с родными

— Учиться стало легче: можно списывать, меньше зубрить

— Не надо слушать неинтересные лекции

— Снизился стресс от преподавателей

— Ощущение защищенности и спокойствия

Минусы дистанционного образования: 

— Качество образования снизилось

— Отсутствие практики

— Нет специализированного оборудования для занятий дома

— Дефицит общения

— Иногородним студентам трудно освоиться, завести контакты 

— Отсутствие режима

— Много отвлекающих факторов

— Проблемы с самодисциплиной

— Скучный материал не усваивается

— Технические сложности коммуникации

— Веб-вторжение в личное пространство

— Технические сбои на экзаменах

— Отсутствие контакта с преподавателем

Беседа о плюсах и минусах дистанционного обучения оказалась важнейшим звеном нашего небольшого исследования. Сons and pros респондентов мы объединили в маленькие группки. Но вначале — о том, что различало наших собеседников. 

Во-первых, это «стаж» студента. Чем старше респондент, тем меньше его волнует… вообще что-либо, касающееся учебы. Базовые знания получены, друзья обретены, контакты налажены, и все мысли направлены на профессиональную самореализацию. Здесь, в зависимости от курса, минус превращается в плюс: отсутствие занятий из «нехватки общения и практики» превращается в «возможность больше времени уделять работе». 

Кроме того, респонденты разделились на две группы. Назовем их символически «экстраверты» и «интроверты»: те, кому не хватало общения с одногруппниками и преподавателями во время изоляции, и те, кому комфортно проводить время одному в компании теплого пледа и пушистого кота.

Надо отметить, что в нашем исследовании участвовали как девушки, так и юноши: первых собралось чуть больше, но это оказалось не важно, так как разницы в ответах, которая объяснялась бы гендерными различиями, не было: ни в степени эмоциональных переживаний, ни в отношении самодисциплины. 

Исследовательские особенности обнаружились у представителей разных институтов или, чтобы быть точнее, разных специальностей. Так, минусов в дистанционном режиме больше для тех, кто обучается в медицинских, педагогических и физико-математических вузах, на профессии, которые требуют большого объема практики — проведения опытов, практики в аптеках, больницах и школах. Больше плюсов видят представители «коммуникативных» профессий: будущие журналисты, PR-менеджеры, переводчики. А также те, кому удобно работать из дома, например программисты. 

Разнились ответы «аборигенов» и «гостей столицы». Здорово же учиться в столичных вузах, находясь при этом в родном городе, рядом с семьей, в комфортной домашней обстановке. Некоторые москвичи и приезжие студенты, оставшиеся на время карантина в столичных общежитиях, также отмечали менее нервную, не располагающую к стрессу обстановку. 

«В первую очередь я сама из другого города, из Башкирии. Когда у нас было дистанционное обучение, я уезжала домой. Естественно, дома намного комфортнее, чем в общежитии. С родителями и обстановка теплее. Пока есть такая возможность, я лучше проведу время с родными». (Алиса, Финансовый университет при правительстве РФ, второй курс.) 

«Вначале это было что-тоневероятное, лучший период в моей жизни. Я мог жить с семьей за городом и при этом заканчивать университет. А когда началась осень, ты понимаешь, что уже перебор. Просыпаешься, хочешь куда-то пойти, а пойти-то некуда»

Теперь о плюсах

Жизнь мегаполисов динамична. За день жители больших городов решают десятки задач. Время бежит стремительно. И на повестке всегда вопрос: где тот самый двадцать пятый час, который позволит мне не оставлять интересы на потом, отдохнуть или выучить наконец-то иностранный язык? Не хватает времени и студентам: долгие пары, домашние задания, дополнительные занятия, подготовки к коллоквиумам, зачетам, экзаменам… Да и поездка до университета может занимать до двух-трех часов, а то и больше. 

Появление свободного времени как плюс дистанционного обучения отметили больше половины студентов. Многие с облегчением вздохнули, осознав, что можно не тратить время на дорогу, а посвятить его лишним часам здорового сна. Не нужно собираться, краситься, наряжаться, а позавтракать можно и во время лекции. 

«Можно встать за пятнадцать минут до пары, быстренько переодеться, попить чайку — и ты уже на лекции. И не нужно вставать за несколько часов, куда-то идти». (Тамара, МИФИ, третий курс.) 

Время освобождается еще и потому, что его можно не тратить на непрерывное прослушивание лекций, а параллельно с онлайн-трансляцией заниматься своими делами: работой или домашними хлопотами. Большинство опрошенных студентов отмечали, что есть предметы, которые им неинтересны или которые они вовсе считают ненужными.

«Я согласна, что качественное образование — очное, но мы уже так привыкли вставать, пить кофе, сидеть на лекции или семинаре дистанционно, никуда не торопясь. Можно параллельно заниматься своими делами». (Юля, МГУ, третий курс.) 

Практически все наши студенты уже работают. Кто-то подрабатывает репетиторством, а у кого-то даже есть собственный бизнес. В стремлении зарабатывать и не зависеть от родителей дистанционное обучение оказалось исключительно удобным. Можно либо работать и учиться одновременно, либо и вовсе уйти с головой в работу, уделяя учебе минимум времени. 

«Плюс — что можно работать и не париться насчет учебы. Когда учишься очно, надо в институт ходить, потому что некоторые преподаватели следят за посещаемостью, наказывают, если не ходишь на их пары. А на дистанционке можно спокойно работать. Ну подключился на пару — и подключился. Можно там не сидеть. Или краем глаза смотреть. (Ольга, МИФИ, четвертый курс.)

Изоляция и дистанционное обучение также дали студентам шанс взглянуть на свою жизнь под другим углом, остановиться, выдохнуть и расставить приоритеты. 

«Для меня это стало отличной мотивацией, чтобы начать работать больше, осознать, как я представляю себя в картине мира и что хочу собой представлять. Для меня это клевая штука, рад, что был дистант. (Дмитрий, МИФИ, третий курс.) 

Появилось время и на личную жизнь. Например, студентка МГУ Альбина заметила, что с началом дистанционного режима ей стало проще заводить знакомства: «Возможно, это странно, но именно дистанционный формат дает возможность завести новые знакомства и построить отношения. В медицинских вузах гендерный состав настолько дисбалансирован, что встретить “своего” человека среди коллег многим не представляется возможным. С официальным появлением свободного времени вы можете уделять его не только учебе». 

И конечно, учиться стало легче. Кто, будучи студентом, не желал, чтобы математические формулы были проще, мировая история — короче, информация — доступнее, а преподаватели — добрее! Цель высшего образования не только в том, чтобы вместить в голову студента максимум информации за минимум времени, но и научить справляться со стрессом, кричать в форточку «халява, приди!» и отбить напрочь желание пройти через это снова. Поэтому третьим по популярности «плюсиком» дистанционного образования студенты назвали упрощение процесса обучения и сдачи экзаменов. 

«Проще списать, комфортная обстановка. На очном экзамене иногда мешает то, что преподаватель чуть ли не за твоим плечом стоит и заглядывает, что ты там написал. А тут такого нет. Да, можно где-то подсмотреть со шпаргалки. Поэтому каким-то предметам, которые тебе не очень интересны, можно просто не уделять внимание». (Тамара, МИФИ, третий курс.)

Почти все опрошенные нами студенты рассказали о появлении в их жизни чувства некоторой защищенности и спокойствия. Связано это не только с комфортной домашней обстановкой, но и с отсутствием стрессовых ситуаций, которые создают некоторые преподаватели. Справиться с психологическим дискомфортом помогало осознание того, что преподаватель находится по ту сторону экрана и, в принципе, с ним не обязательно общаться. Можно написать сообщение в чат или просто молча прослушать лекцию и отключиться от сети.

«У нас некоторые преподаватели не очень приятные, есть такие, которых даже видеть не хочется — не то что с ними разговаривать. Многие из них жесткие и могут предъявлять очень странные требования. У нас был такой преподаватель по атомной физике. Мы так рады были, что есть возможность с ним не говорить, врать, что микрофон не работает, и просто писать ему в чат». (Алла, МИФИ, четвертый курс.)

«Я думаю, что за этим будущее. Но это не очень хорошее будущее. Потому что дистант очень сильно расслабляет, и отсутствие общения сказывается. Но это про обучение. А онлайн-покупки — почему бы и нет?»

Перейдем к минусам

Минусов в дистанционном образовании оказалось заметно больше, чем плюсов. А названные выгоды чреваты и недостатками. 

Качество образования снизилось. И это следствие одного из плюсов «стало легче учиться». Когда никто не контролирует, не спрашивает на семинарах, не отмечает посещаемость, лекции можно прослушать потом (до них руки могут и не дойти), а на экзаменах списать легче, усвоить материал становится сложно. 

«В целом учиться легче, потому что спрос меньше, и есть возможность где-то подсмотреть. Но это и минус в тот же момент — качество обучения снижается прогрессивно». (Алевтина, РНИМУ им. Н. И. Пирогова, четвертый курс.) 

На качестве образования также сказалось отсутствие практики. В большинстве случаев это лабораторные работы, наглядные семинары. Студенты отмечают и нехватку оборудования для занятий в домашних условиях. 

«Есть кое-какие сервисы в интернете в открытом доступе, которые позволяют проводить опыты, близкие к проводимым нами в институте. Но у нас в универе опыты проводятся и с радиоактивными веществами, оптические, электрические — что угодно. И десять процентов ты найдешь в интернете, а остальные девяносто процентов — только в институте. Поэтому люди, которые не успели сдать лабораторные до дистанционки, будут заканчивать сейчас». (Дмитрий, МИФИ, четвертый курс.) 

Отсутствие практики во время дистанта болезненнее всего сказалось на учащихся младших курсов. Студенты постарше отмечали, что лично для них качество образования не изменилось либо испортилось, но едва заметно. Они уточнили, что, если бы пандемия застала их на первых курсах, легким потрясением для них бы точно не обошлось.

Интересно, что всего четверть опрошенных нами студентов поделились опасением, что уровень их профессиональных умений может пострадать в результате изоляции. Остальные говорят: да, качество образования падает, но мы пока справляемся. Информации хватает, в любой момент можно закрыть пробелы. И опять: старшие курсы говорят, что нужные для работы знания уже приобретены. А вот «младшие курсы — основа любой профессии». 

«Так как я учусь на четвертом курсе, все хорошо, дистанционный режим никак не скажется на моей квалификации. Но вот если бы я была первокурсником или второкурсником, было бы плохо, потому что на младших курсах ты еще “зеленый” и ничего не понимаешь». (Алина, МИФИ, четвертый курс.)

Среди минусов половина опрошенных назвала отсутствие социализации, общения с одногруппниками и преподавателями. Тяжелее всего социальное одиночество сказалось на студентах в период жестких ограничений, когда нельзя было вовсе выходить дома, а развлекательные заведения и торговые центры закрылись. У некоторых молодых людей даже развилась депрессия. 

«Я очень общительный человек. И когда нет общения, мне становится грустно, пропадает мотивация что-либо делать. Начинается апатия. Я могу днями напролет просто валяться в кровати, ничего не делать и грустить». (Тамара, МИФИ, третий курс.) 

Иногородним студентам, поступившим в столичные вузы в период изоляции, было практически невозможно обрести новых друзей и установить контакты.

«Мне очень грустно, и я уже несколько раз пожалела о своем решении переехать. Хорошо было бы предупредить студентов о таком раскладе, так как тогда можно было сэкономить очень много денег и избежать депрессии от смены места жительства, отсутствия социальных связей и возможности их обрести в условиях дистанционки». (Елена, ВШЭ, первый курс.) 

Другие респонденты общались с друзьями за пределами вуза либо довольствовались сообщениями в интернете. Некоторым студентам действительно хватало социальных сетей. Были и те, кто вовсе не нуждался в контактах с однокурсниками и преподавателями. 

«Одного моего одногруппника заподозрили в списывании, попросили повертеть камерой, и у него отключился интернет. Он переподключается, а преподаватель заявляет: “Все, за это время прикрыл шпаргалки. Поэтому мы тебя исключаем с экзамена”»

Самодисциплина и скука

Отсутствие режима и много отвлекающих факторов — еще два минуса в копилку дистанционного обучения и снова причины, по которым проседает качество образования. Самодисциплина — качество, которое некоторые из наших студентов усиленно пытаются в себе развить, а другие будто никогда и не теряли. 

Мы попросили респондентов рассказать, как обстоят дела с силой воли. Более половины респондентов признались, что бороться со всевозможными соблазнами довольно сложно, а жертвой лени часто становится учебный процесс. 

«Вот пример. У нас по расписанию лекции дистанционные. Они стоят, допустим, в 8:30. И они записаны, то есть никто не проверит посещаемость. Ну и кто будет вставать в 8:30 утра? Думаешь: “Позже посмотрю” — и откладываешь». (Юля, МГУ, третий курс.) 

Однако остальные — чуть менее половины респондентов — заявили, что у них с самодисциплиной проблем не было. А некоторые даже уточнили: именно у них не было проблем, а вот остальные могут серьезно пострадать… 

Материал преподается скучно — так оправдывают отсутствие самодисциплины студенты. Преподаватель — это призвание. Тот, кто им обладает, умеет удерживать внимание в течение всей лекции, даже не пользуясь при этом заранее заготовленным конспектом. Но, к сожалению, есть и те, кто монотонно и весьма скучно тянет лямку лекции так, что кажется, будто она длится не два академических часа, а вечность. Такие преподаватели есть во всех вузах, однако при очном обучении от них никуда не деться. 

Другое дело — дистант. Включил Zoom, отметился, если нужно, и спокойно занимаешься своими (конечно, более важными) делами, пока на заднем фоне неинтересный лектор вещает неинтересную лекцию. Но и выучить материал никто не заставит. 

«Преподаватели не умеют заинтересовать. У них на очных парах было так же скучно. А на дистанционке отвлекающих факторов много: можно чем угодно заниматься, пока кто-то там на фоне разговаривает. Ты можешь пить чай, кушать печеньки и продолжать при этом слушать лекцию. Другой вопрос, что лекции не такие интересные. Но так уж получается». (Игорь, МИФИ, четвертый курс.) 

Еще одна проблема. Для полноценного рабочего процесса нужно уметь работать с десятком программ и коммуникативных приложений. И если это не всегда удается даже представителям современной молодежи, то что говорить о преподавателях «старого образца»!

«Им очень сложно. У нас была женщина по старославянскому языку. Ей 65 лет. И она вообще не могла выходить на связь, через старосту давала правила, по телефону звонила, передавала задания. Мы присылали ей домашнюю работу. Лекции вел другой преподаватель. Она поясняла нам наши ошибки по телефону. Экзамен так же проходил: надо было на почту через ее мужа отправить в течение часа задания, она проверяла и потом звонила…». (Юля, МГУ, третий курс.) 

Zoom и подобные ему приложения накладывают на учащихся следующую ответственность: не забывайте выключать камеру и, когда надо, микрофон. 

«Я с соседкой разговариваю по бытовому вопросу. Преподаватель замолчал и говорит: “Вообще-то мы слышим!” Теперь у меня страх, что не выключен микрофон. Моя знакомая вышла из душа и не закрыла камеру, но она была в полотенце? и, слава богу, она его не сняла. Потом начала собираться, ей все пишут: “Выключи камеру”». (Эльза, МПГУ, второй курс.) 

«У нас по расписанию лекции дистанционные. Они стоят, допустим, в 8:30.
И они записаны, то есть никто не проверит посещаемость. Ну и кто будет
вставать в 8:30 утра? Думаешь: “Позже посмотрю” — и откладываешь»

А еще преподаватели прекрасно понимают все риски, связанные с неограниченными возможностями списывания. Поэтому некоторые следят, чтобы глаза студентов не «гуляли» во время ответов в прямом эфире. Но разве можно все проконтролировать и предусмотреть? Иногда уповать приходится только на совесть студентов и понимание преподавателей.

«Нам говорили: “Пожалуйста, смотрите в экран, не читайте”. А кто-то сказал: “Я надеюсь на вашу честность” <…> Я смотрю блогера, она учится в ВШЭ. Ее экзамен не приняли, потому что она списывала… дистанционно. В отчете так и написали: “На такой-то секунде она смотрит туда-то, на такой-то секунде она что-то перекладывает”. (Эльза, МПГУ, второй курс.)

«Одного моего одногруппника заподозрили в списывании, попросили повертеть камерой. Он начал вертеть, и у него в этот момент отключился интернет. Он переподключается, а преподаватель заявляет: “Все, раз ты вылетел, значит, за это время прикрыл шпаргалки. Поэтому мы тебя исключаем с экзамена”». (Тамара, МИФИ, третий курс.) 

Студенты также жаловались на снижение мотивации к учебе. Многим же просто необходимо, чтобы за спиной, склонившись, стоял преподаватель, хоть в этом и неприятно сознаваться. Но так действительно запоминается лучше! Отсутствие мотивации многие учащиеся объяснили недостатком живого общения не только с одногруппниками, но и с преподавателями: студенты забыли, каково это — сдавать экзамен один на один с экзаменатором. 

Стадии принятия дистанта

После бесед о плюсах и минусах, о плохом интернет-соединении, непонимающих и не дружащих с техникой преподавателях, силе воли и самодисциплине мы спросили студентов об их эмоциональном восприятии дистанта. И оказались в шлейфе негатива. 

Официально первое место на «чувственном пьедестале» занимает скука. Усталость, разочарование, напряженность заняли второе место. Потом — гнев и отвращение. 

На «противоположном берегу» позитива — в первую очередь спокойствие, но очень близкое к смирению и даже безразличию к тому, что пришлось учиться дистанционно. Как минимум удовлетворенность тем, что стресс и проблемы, поджидающие в институте, обошли стороной. Можно уютно устроиться дома — в атмосфере, комфортной для обучения: спина не принимает форму жесткой скамейки, можно не слушать, как урчит желудок, и не ждать конца пары, чтобы пообедать и выпить кофе.

«Тут я в халате, дома, никто меня не трогает, в общежитии тоже хорошо». (Эльза, МПГУ, второй курс.) 

Среди отдельных положительных эмоций можно найти и совсем удивительные, например счастье, наслаждение, радость, восхищение современными технологиями.

«Я успеваю учиться и работать (тоже удаленно), поэтому от дистанта — спокойствие, удовлетворение, сосредоточенность». (Евгения, МГУ, первый курс магистратуры.)

Несмотря на то что эмоции студентов в большинстве своем разнятся, есть и некоторые общие тенденции. Например, чувства респондентов начинаются с позитивных в начале изоляции, а под конец дистанционного обучения превращаются в негативные, у некоторых — в нейтральные. 

«Вначале это было что-то невероятное, лучший период в моей жизни. Я мог жить с семьей за городом и при этом заканчивать университет. Я успевал, по большому счету, всё. А когда началась осень, это затянулось. Ты понимаешь, что уже перебор. Просыпаешься, хочешь куда-то пойти, а пойти-то некуда. И это тебя демотивирует. Особенно когда ты молодой выпускник и хочешь общения». (Петр, МГИМО (У) МИД России, первый курс магистратуры.)

«Эмоции нейтральные. Мне как-то все равно на дистанционный режим. Я с ним не потерял, не прибавил — просто сижу больше дома». (Игорь, МИФИ, четвертый курс.) 

Несмотря на все минусы дистанционного обучения, всего лишь шесть из двадцати студентов с уверенностью заявили, что при возможности остаться на дистанционном обучении они бы ею не воспользовались. От остальных же студентов уверенного «нет» не прозвучало.

«Все же я вернулась бы к очному, потому что просто соскучилась по университету, по одногруппникам. Конечно, будут и минусы, например что нужно рано вставать. Но это ничего: зато буду снова проводить время с друзьями, и с преподавателями кафедральными наладится контакт. Как раз сейчас идет больше кафедральных предметов, поэтому хочется этим заниматься». (Тамара, МИФИ, третий курс.) 

«Преподаватели не умеют заинтересовать. У них на очных парах было так же скучно. А на дистанционке можно чем угодно заниматься, пока кто-то там на фоне разговаривает. Ты можешь пить чай, кушать печеньки и продолжать при этом слушать лекцию»

Остаться полностью на дистанционке пожелали еще меньше студентов: всего трое. 

«Я бы продолжила. Я понимаю, что от этого страдает качество, но так легко уже, удобно. Я привыкла». (Эльза, МПГУ, второй курс.) 

Самым популярным ответом студентов оказался следующий: я бы не возвращался только к очному режиму обучения, как и не остался бы полностью на дистанционке. Лучше всего 50 на 50: чтобы половина занятий проходила дистанционно, а на практические пары можно было бы прийти в вуз.

«В целом учиться легче, потому что спрос меньше и есть возможность где-то подсмотреть. Но это и
минус в тот же момент — качество обучения снижается прогрессивно»

«Все зависит от предмета, потому что есть важные, которые действительно надо знать, они имеют непосредственное отношение к моей будущей профессии и квалификации. А есть дисциплины, которые идут по общей программе и которые я могу изучить дистанционно». (Лев, МГСУ, третий курс.) 

Что в будущем?

Чтобы окончательно расставить все точки над i, мы задали вопрос: вы бы хотели, чтобы ваш ребенок учился дистанционно? Несмотря на все прелести дистанционного обучения, даже те ребята, что принципиально были за онлайн-учебу, не пожелали бы такого для своего потенциального чада. 

Десять из двадцати респондентов ответили твердое «нет». Главные аргументы: необходимость социализации, личного общения как с одногруппниками, так и с преподавателями; возможность пережить все перипетии студенческой жизни, переживания перед экзаменами, взлеты и падения, радость от встреч с друзьями и ликование в день выпускного. 

С одним уточнением: если это будет престижный иностранный вуз, а возможности отправить ребенка за границу не будет, дистанционное обучение, может быть, то, что нужно. 

«Ребенок из России может учиться в каком-нибудь заграничном престижном вузе дистанционно, если нет возможности переехать, а уровень образования и преподаватели те же. Но мне кажется, что живое общение гораздо важнее. Ребенок должен научиться правильно вести себя в обществе. Сидя за компьютером, общаясь с преподавателем через экран монитора, ты все равно этому не научишься». (Вика, Финансовый университет при правительстве РФ, второй курс.)

Шесть студентов решили оставить выбор за ребенком. Остальные ответы варьируются от «50 на 50» до «смотря какой ребенок» и «смотря какая специальность». 

«Это зависит от характера ребенка. Есть люди, которые дисциплинированы, могут сами учиться. А есть те, которым нужна помощь преподавателя, причем постоянная. Это вещи, зависящие от самого человека. Но в целом я, наверное, был бы рад, если бы у моего ребенка был дистанционный формат обучения». (Евгений, МИФИ, третий курс.)

Но, кажется, перспектива дистанта вполне вписывается в то будущее, которое рисуют наши собеседники. Заменят ли онлайн-обучение, онлайн-шопинг и прочие онлайн-удобства своих офлайн-предков? Восемнадцать из двадцати студентов дали положительный ответ: да, будущее за дистанционкой… Однако есть несколько «но»:

— но только в тех сферах жизни, которые не требуют личного присутствия. Лечение, например, невозможно без личного контакта пациента и врача. А некоторые покупки, такие как костюм-тройка, например, имеет смысл покупать лично; 

— но не для всех. Кто-то уйдет в онлайн за новым хобби или профессиональным ростом. Но другой специалист просто не сможет найти себя в сети. 

«Удаленная работа потенциально дает возможность психологически посвятить себя не только работе, но и более тесному общению с детьми, их воспитанию». (Элина, МГУ, пятый курс.);

— но вряд ли это нам понравится.

«Я думаю, что за этим будущее. Но это не очень хорошее будущее. Потому что, опять же на моем примере, это очень сильно расслабляет, и отсутствие общения сказывается. Но это про обучение. А покупки — да, почему бы и нет?» (Даниил, МГСУ, третий курс.) 

Были среди наших студентов и те, кто представляет большую часть своей жизни только в офлайн-режиме. 

«Я все-таки надеюсь, что будущее не за дистанционкой. Этот режим, безусловно, может встраиваться в обычное наше существование. Он удобен для определенных категорий людей, но, я надеюсь, весь наш мир не будет дистанционным и все-таки бо́льшая часть будет очно общаться, работать, взаимодействовать». (Арина, ВШЭ, первый курс магистратуры.) 

«По моему мнению, дистанционка — это деградация. Покупки — это хорошо. Работа — нет. Моя мама работает на дистанте с марта. Ей очень тяжело: у нее проблемы с техникой, всегда ломается или что-то идет не так. Ей несколько раз меняли компьютер. Не везет. Для нее дистанционный режим — просто ад». (Эльза, МПГУ, второй курс.) 

Только четыре месяца

Сегодня все чаще приходится слышать, что дистант делит мир на бедных и богатых. Любой онлайн-формат доступнее по стоимости, но снижает качество услуги. Живая коммуникация становится уникальным предложением со своей ценой, заплатить которую не каждый в состоянии. Наши собеседники считают это мнение полной чушью — напротив, им кажется, что экран снял имущественные различия, скрыл неравенство за голубым экраном монитора. 

Наверное, в этом есть своя правда: какое-то время ребята перестали замечать, кто ежедневно меняет платья, а кто донашивает отцовский свитер. Кто хвастается новым айфоном, а кто звонит по старенькой «Нокии». Но в долгосрочной перспективе на первый план выйдут совсем другие ценности, потеря которых пока не кажется очевидной. Например, качество образования и стартовые карьерные возможности. 

Три месяца дистанта воспринимаются респондентами скорее как экстремальное недоразумение, случайный опыт, издержки которого можно нагнать после окончания карантина. Но даже после такого короткого срока мы получаем полный спектр негативных эмоций, а их причины не до конца понятны и проговорены. 

Ограничения сняты, наступает весна, и тяготы зимнего затворничества уходят в прошлое. Дальше лучше в офлайне.