Сначала – удовольствие

Миссия бизнес-плана – эффективное управление и планирование бизнеса. И Пол Барроу – автор книги «Бизнес-план, который работает», сразу же дает читателю установку: нужно определить целевую аудиторию бизнес-плана и затем – цели компании. Их следует тщательно продумать и сформулировать. Если осуществлять анализ с позиций концепции SMART, то «цели должны быть: конкретными (Specific), поддающимися измерению (Measurable), достижимыми (Achievable), реалистичными (Realistic) и привязанными ко времени (Timed)». Затем, естественно, следует оценить результаты предыдущей работы компании.

Реализуя программу, предложенную Барроу, и понимая суть процессов, происходящих на рынке, во внешней среде и внутри самой организации, менеджеры и инвесторы, несомненно, смогут быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения. Следовательно, их шанс увеличить стоимость своего бизнеса при соблюдении нормативных требований, управлять финансовыми и операционными составляющими риска и вместе с тем повышать эффективность хозяйственной деятельности возрастет.

Создание устойчиво высокой стоимости бизнеса немыслимо не только без привлечения инвестиций, но и без регулярного анализа положения компании, прогнозирования ее прибылей и убытков, исследований рынка, разработки конкурентной стратегии и учета потребности в персонале, считает автор книги. С этим трудно не согласиться.

Деловая активность ставит советы директоров и правления перед жесткой необходимостью, с одной стороны, обеспечить эффективное управление рисками и установить систему внутреннего контроля, а с другой – повышать производительность.

И последнее. О пользе пособий и советов консультантов.

Что есть бизнес для человека? Способ заработать деньги? Или все-таки на первом месте стоит возможность самовыражения?

Когда человек берется за какое-нибудь дело, собираясь всего лишь заработать деньги, он их, как правило, не зарабатывает. Нужно любить свое дело. Надо отдавать ему все время и все силы – и только в этом случае можно рассчитывать на успех. Бизнес интересен как очень сложный и постоянно меняющийся процесс, в котором скорость принятия решений постоянно соперничает с рисками, сопровождающими эти решения. И когда наперекор всем трудностям удается реализовать тот или иной проект, чувство удовлетворения от достижения цели мало с чем можно сопоставить. Святая правда в словах сэра Ричарда Брэнсона, управляющего одной из известных мировых компаний – Virgin Group, советующего читателям книги: «Вы должны получать удовольствие. Поэтому используйте эти книги как свои инструменты, следуйте их советам, но решения принимайте сами – ведь в конце концов Вы – босс».