Со столом или на столе

Государство повышает налог на казино, потому что не может их контролировать

Игорный бизнес ожидают перемены: с осени вмененный налог может быть увеличен впятеро. С точки зрения элементарной арифметики это будет очередной нонсенс российского законодательства - сейчас большинство казино официально зарабатывают меньше, чем с осени придется платить. Но то, что деньги у казино есть, понятно: объемы рынка увеличиваются за год в несколько раз. А еще несколько лет назад казино отдавали государству более девяти десятых своей прибыли, оставаясь при этом далеко не убыточными.

Невидимые миру деньги

Что касается часто обсуждаемой криминальной стороны деятельности самих казино - "отмывки" нелегально добытых денег, то здесь открывается простор необычайный. Уже несколько лет игорные дома платят государству только вмененный налог. Деньги немалые, до 1200 МРОТ с игорного стола и 169 МРОТ с "однорукого бандита" в год, но - фиксированные. Если раньше почти вся заявленная прибыль уходила государству, то теперь казино может тратить ее по своему усмотрению.

Для того чтобы с помощью казино легализовать капиталы, вовсе не обязательно собственно играть: все равно обороты никто не учитывает. Поэтому деньги достаточно "назвать" прибылью заведения, заплатить дорожный сбор да прочие мелочи - и все. А можно эти деньги "не отходя от кассы" вложить в легальный бизнес (кстати, ряд крупнейших казино города именно сейчас находится на реконструкции). Так как закон вообще никак не претендует на эти средства, налоговая полиция и прочие органы ограничиваются лишь контролем количества столов: бывает, что казино платят сбор за десять, а в горячий вечер ставят в зал все пятнадцать.

По данным корпорации "Конти", каждое из пяти ее казино приносит до 1,5 млн рублей ежемесячно. Доходность игорного стола составляет на разных играх 2-7% оборота. Простой расчет показывает, что только через столы - без учета игорных автоматов - в Петербурге ежемесячно проходят сотни и сотни миллионов рублей.

Раньше налог взимался с прибыли. В других странах, использующих подобную систему, в каждом казино есть государственный инспектор, и, видимо, система работает, - поскольку существует. Однако у нас компетентные органы потерпели фиаско.

Казино Vs. полиции

"Проконтролировать и учесть все источники доходов казино оказалось достаточно проблематично, - рассказывает начальник 6-го отдела оперативной службы Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) РФ по Санкт-Петербургу Игорь Васильев. - С одной стороны, руководители казино прибегали к различным ухищрениям, начиная с многократного оборота одних и тех же фишек за столом и заканчивая оборудованием приспособлений для хранения неучтенной наличности. С другой стороны, для эффективного контроля требовалось значительно увеличить число сотрудников на этом направлении. В 1994 году мы проводили масштабные ночные рейды с участием вооруженных бойцов физической защиты: в четыре утра, когда в казино скапливалась выручка, снимали кассу и изымали крупные суммы неучтенки, в том числе и в иностранной валюте. Мы пытались заставить игорный бизнес платить налоги. Однако с 1995 по 1997 год поступление налога на прибыль увеличилось незначительно - хотя фиксированный сбор с игорного оборудования за это же время вырос более чем в десять раз".

"Введение вмененного сбора однажды уже дало возможность перераспределить средства игорного бизнеса", - продолжает Игорь Васильев. Логично: раз деньги не кончились, надо "перераспределять" дальше. Власти полагают, что резерв у казино есть, и немалый. После августа 1998 года, когда средний размер ставки в реальном исчислении резко снизился, государственные сборы остались прежними. Представители игорного бизнеса тогда много говорили о непосильных налогах, но банкротств не последовало. Их, кстати, не случалось за все время существования легального игорного бизнеса в Петербурге. Более того, за пять лет число казино выросло с одного десятка до почти трех.

Залов казино в Петербурге теперь почти столько же, сколько и в Москве. Три главных конкурента - группы "Конти" (53 игорных стола), "Сэт-Гейм" и "Игорный Массив" (примерно по 30) - занимают около двух третей питерского рынка, оценивающегося в 150-160 столов (впрочем, в Москве только лишь в одном казино "Кристалл" их насчитывается около сотни). В этом сезоне ожидается открытие еще как минимум четырех крупных казино, в том числе "независимых", то есть не принадлежащих одной из трех крупнейших сетей.

На службе крупного капитала

Итак, развитие рынка продолжается опережающими темпами, и он явно в состоянии выдержать некоторое повышение налогов. Но каким должно быть это повышение - неясно. Тезис "казино один раз уже выдержали повышение" вполне умозрителен, за ним не стоит никаких расчетов. Примерно трехкратное увеличение налоговой нагрузки в позапрошлом году было случайным, а значит и предлагаемое сегодня пятикратное, скорее всего, взято "с потолка".

Более того, средняя официальная доходность стола многих казино города часто оказывается меньше 2000 рублей в день. Официальная выручка одного из наиболее успешных участников рынка - "Конти" - показывает, что стол приносит порядка 2600, а его заведения нельзя сравнивать с залами при гостиницах и прочими "тоже казино". Вмененный же налог составит почти 2200 рублей в день с каждого стола, и, по общим оценкам, просто не впишется в бухгалтерскую отчетность большинства средних и малых казино.

При этом хотя бы из вежливости следует упомянуть, что казино - бизнес весьма капиталоемкий, так как требует расходов не только на здание и оборудование, но и на огромный специально обученный персонал. За каждым столом одновременно работают три крупье - по три смены в сутки, плюс инспекторы и так далее. Наконец, требует немалых расходов и служба безопасности.

Таким образом, если не считать, что у казино есть другие источники дохода, кроме игры - а налоговая полиция заявляет, что не интересуется этими источниками, - многие казино могут оказаться официально убыточными. За примерами далеко ходить не надо: летом 1996 года в Москве временно прекратили работу около сотни игорных заведений. Это произошло непосредственно после выхода распоряжения московского мэра "О дополнительных мерах, определяющих порядок открытия заведений игорного бизнеса, их работы, установления предельного количества и месторасположения этих заведений". Как известно, возобновить работу удалось не всем. На следующий год 35 казино, оставшиеся из 72, принесли в 2,5 раза больше сборов.

Эдуард Малецкий ("Конти") полагает, что если крупные сети в Петербурге окажутся в состоянии сэкономить на рекламе и крупных призах, то малые казино вынуждены будут вообще отказаться от этого. Кроме того, чем меньше казино, чем меньше в нем столов, тем оно больше зависит от случая и даже несколько месяцев подряд может оказаться убыточным и без повышения сборов. В такой ситуации многие мелкие казино могут быть выставлены на продажу.

Итак, государство прямо заявляет о невозможности выявления реальных доходов казино и предлагает выживание крупнейшим, а также тем, кому есть что скрывать.