Прибавка к премии

Праздники для сотрудников стали неотъемлемым элементом корпоративной культуры

Известно, что сплоченный коллектив людей со средними способностями в 99 случаях из ста достигает более высокого результата, нежели группа гениев, лишенная командного духа. Достаточно вспомнить прошлогоднее выступление российской сборной по хоккею, чтобы убедиться в справедливости этой мысли.

Древние греки говорили, что нет на свете ничего более сближающего, нежели совместное застолье. Видимо, так же считают и руководители многих компаний Северо-Запада, где, по наблюдениям специалистов, количество корпоративных мероприятий все время растет.

Не зарплатой единой

Для того чтобы коллектив хорошо работал, сотрудников нужно правильно мотивировать. Основным средством мотивации были и остаются материальные блага: размер заработной платы, социальный пакет, в который может входить медицинская страховка, предоставление автомобиля, оплата расходов за мобильный телефон, возможность посещения спортивного зала или бассейна. Все это заставляет сотрудника думать, что он ценен, любим и полезен компании. Но этого недостаточно. Большинство опрошенных нами менеджеров петербургских компаний считают, что создание командного духа стоит в одном ряду с обеспечением нормальных условий работы и высокой заработной платой сотрудников, а по мнению некоторых, и опережает эти позиции. PR-менеджер компании "Рексофт" Светлана Антонюк отмечает: "Все руководители хотят, чтобы их подчиненные не только гордились самим фактом работы в своей организации, но и были готовы самоотверженно трудиться ради ее процветания. Однако далеко не всегда эту задачу решают высокие зарплаты и премии. Корпоративные праздники вызывают у человека чувство принадлежности к организации, чувство единого целого".

Командный дух, чувство локтя невозможно измерить или оценить, но их роль имеет конкретное воплощение. По мнению психолога Виктории Вертер, чувство команды заставляет человека ставить на первое место интересы коллектива и отодвигать личностные выгоды на второй план. Когда сотрудники начинают мыслить масштабами всей фирмы, а не ограничиваются кругом своих непосредственных обязанностей, тогда производственные показатели растут быстрее без дополнительных инвестиций.

Противостояние между подразделениями компании и разобщенность сотрудников по возрастному признаку способны парализовать работу любой фирмы. Один из менеджеров, назначенный новыми собственниками на предприятие, построенное еще в советское время, признался: "Нас, молодых, - всего шестеро: я, финансовый директор, аналитик, маркетолог и две секретарши. А средний возраст на предприятии составляет 56 лет. Старослужащие не готовы адаптироваться к новым условиям работы, интригуют, пытаются определить, кого из них вышибут. А передо мной нет такой задачи. Нужно просто обеспечить успешную работу предприятия. Я уже и вызывал их, и про возможные материальные выгоды рассказывал. Не помогает. Кивают, соглашаются, и ничего не меняется. Скоро буду ставить перед акционерами вопрос о проведении корпоративного мероприятия. Нужно менять атмосферу внутри коллектива".

Внутри и снаружи

Часто корпоративные праздники путают с презентациями, промоушн-акциями и просто с совещаниями. Наталья Евсеева из "Гильдии мастеров" считает, что презентация отличается наличием серьезного информационного повода. На нее приходят посторонние, малознакомые люди. С другой стороны, считает Мария Дринберг, PR-менеджер компании "Вэб Плас", иные корпоративные праздники скорее напоминают отчетно-выборные собрания советских времен.

Четко можно сказать, что корпоративные мероприятия делятся на внутренние и внешние. Во внутренних принимают участие только сами сотрудники предприятия. В редких случаях с собой разрешается приводить членов семьи или друзей. Цель проведения такого мероприятия - сплочение коллектива, поощрение сотрудников.

У мероприятий, ориентированных на внешнюю среду, задачи совсем другие: оказать внимание партнерам, подчеркнуть не только материальную заинтересованность в совместной работе, но и получить возможность неформального общения с деловым партнером, поэтому, как правило, в них от фирмы-организатора принимают участие только представители руководства.

Самые распространенные поводы - Новый год, 8 Марта и день рождения компании. Иногда приходится один и тот же праздник проводить отдельно для сотрудников и отдельно для партнеров и клиентов. Мария Дринберг объясняет: "У нас очень молодой коллектив, и мы не хотели, чтобы кто-то себя стесненно чувствовал. Поэтому пришлось проводить два праздника - один для сотрудников, другой для акционеров, партнеров и клиентов. Оба праздника проходили в одном и том же месте, дабы никто не мог сказать, что на сотрудниках экономят".

Форма проведения корпоративного праздника ограничена только фантазией устроителей. Наиболее распространенная практика - отдых в ресторане или клубе, когда накрыты столы и предусмотрена развлекательная программа. Интересно, что это - исключительно российское представление об отдыхе. По словам Саши Шмидта, управляющего ресторана "Академия", долго работавшего за границей, иностранцы предпочитают все проводить в форме фуршета - на ногах. Так значительно быстрее, а значит, дешевле. В России же предпочитают посидеть - поесть, потанцевать, попеть, затем снова поесть. Но все чаще компании стараются отойти от этого. В ближайшее время увеличится спрос на нетрадиционные сценарии. Причина - снижение интереса к посещению стандартных посиделок "с водкой и цыганами".

Теперь требуется нечто большее. А так как задача проведения мероприятия чаще всего сваливается на менеджеров по персоналу, то обычно сильным разнообразием сценарии не блещут. В более продвинутых фирмах не стремятся сделать все сами, а привлекают к организации торжества специализированные кейтеринговые компании. В Петербурге таких около десяти. Наиболее известные: "Гильдия мастеров", "СПН", "60-я параллель".

Внимание к мелочам

Спланировать и провести корпоративный вечер под силу и одному человеку, даже никогда ранее ничего подобного не делавшему. Только качество при этом не гарантировано. Обеспечение этой стороны дела берут на себя специализированные компании. Интересно, что комиссионные их относительно невелики - всего около 10-15% от бюджета праздника.

Профессиональные "затейники" считают корпоративным праздником мероприятие, на которое приглашены не менее 50 человек. Чаще всего торжество устраивается на 150-200 человек. Его стоимость может составлять от 2 тыс. до 20 тыс. долларов (50-100 долларов на человека, плюс музыкальное сопровождение). Как правило, здесь сильно не экономят. Считается, что корпоративные праздники во многом определяют лицо компании. Рестораны и клубы в случае заказа кейтеринга не берут платы за аренду помещения. Именно кейтеринг, куда входит еда, напитки, сервировка и обслуживание принимает на себя львиную долю расходов.

Вторую по размеру долю занимает гонорар исполнителя. Как правило, все компании стараются пригласить известных артистов, что стоит недешево. Интересно, что не все звезды принимают приглашения на выступления в корпоративных вечерах. Известно, что Алла Пугачева в большинстве случаев отказывается, а если соглашается, то ее гонорар составит не менее 25 тыс. долларов. Интеллектуально отдохнуть в компании Михаила Жванецкого стоит 10 тыс., а молодые российские группы выступят с огоньком и за 3 тыс. долларов.

Звук и свет только на первый взгляд кажутся второстепенными факторами. Даже скучное помещение может смотреться выгодно за счет интересного светового решения, а плохой звук (слишком громкий или слишком резкий) может выгнать из зала всех гостей. Стоимость аренды звукового и светового оборудования весьма высока.

Компании, специализирующиеся на проведении таких мероприятий, нужны именно для того, чтобы следить за мелочами: музыка должна звучать и смолкать в нужное время, свет подаваться в нужное место. Столы должны быть накрыты на необходимое число персон, ведущий должен уметь чувствовать настроение зала и мгновенно реагировать на малейшие его колебания. Менеджеры ресторанов также могут взять это на себя. При этом они, как правило, не берут комиссионных. По словам Елены Есиной, зам. директора ресторана Plaza, заказчику готовы пойти навстречу и обеспечить кейтеринг, ведущего, выступление звезд, оформление зала. В случае же, когда требуется профессионально поставить свет и звук, лучше обращаться к профессиональным "затейникам". Сотрудники ресторана не станут разрабатывать сценарий капустника, а тем более проводить репетиции с сотрудниками фирмы.

Как уже отмечалось, традиционные праздники приелись, и хорошую отдачу дает только творческий подход. Елена Есина свидетельствует, что если конкретный исполнитель кому-то может и не нравиться, то самодеятельность или номера с участием сотрудников никого не оставляют равнодушными. Причина этого в том, что, готовя номера, сотрудники компаний шутят над темами, актуальными именно в их кругу, и в рамках, которые допустимы в конкретной компании. Провести мероприятие так, чтобы не было неловких пауз, чтобы горячее не подали перед холодными закусками, чтобы звук не оглушал, а свет не слепил, чтобы хватило еды и выпивки, чтобы на одного официанта приходилось не больше двух столиков, чтобы все остались довольны: и исполнители, и приглашенные и организаторы, - в этом и состоит задача профессионального организатора.

Кому платим?

Как правило, организацией праздников занимаются специальные отделы рекламных агентств. Есть и компании, зарабатывающие только на этом. Критериями при выборе помощника в организации торжества должны стать опыт и наличие собственных ресурсов. Опыт позволяет избежать банальных ошибок и синхронизировать работу всех лиц, занятых в мероприятии. Наличие собственных ресурсов позволяет снизить стоимость мероприятия. Например, если у организатора есть свой "свет и звук", то звукорежиссер будет свободно чувствовать себя при составлении конфигурации оборудования, а его аренда - стоить значительно дешевле. Полиграфическая база важна при подготовке приглашений, внутреннего и наружного оформления помещения. Швейное производство - при изготовлении костюмов.

Привлечение профессионалов может значительно сэкономить деньги из праздничного бюджета. Компании-организатору можно сразу предложить сделать грандиозный праздник в рамках очень ограниченного бюджета. Профи скорее смогут найти те выразительные средства, которые окажутся наиболее эффективными. Безусловные лидеры корпоративных мероприятий по производимому эффекту - самодеятельность, карнавалы и спортивные состязания. Эффект от них не ограничивается предвкушением за день и головной болью на утро. Готовясь к участию в празднике, выбирая костюм и разучивая роль еще за несколько месяцев до события, сотрудник проникается корпоративным духом, его работоспособность увеличивается, привязанность к фирме возрастает, что снижает текучесть кадров.