Плоды разума

Как только мурманские чиновники перестали субсидировать богатых граждан, проблемы с бюджетом исчезли

В кузнице отечественных реформ - Минэкономразвития РФ - публично констатировали, что переход на 100%-ную оплату жилищно-коммунальных услуг пока нереален. Между тем под патронажем Минэкономразвития и Госстроя РФ в Мурманской области недавно прошел любопытный эксперимент, заслуживший весьма высокие отзывы столичных реформаторов. Если верить результатам этого трехмесячного эксперимента, любой россиянин, имеющий среднедушевой доход 5 тысяч рублей, способен самостоятельно, без дотаций, платить за обслуживание своего жилья.

Аутсайдеры поневоле

Мурманская область не значится в числе регионов, преуспевших в реформировании жилищно-коммунального хозяйства. Особенно по части приближения к бездотационной системе оплаты жилья и коммунальных услуг. В минувшем году население Кольского полуострова все еще оплачивало 40% стоимости жилищно-коммунальных благ, в то время как федеральный стандарт платежей граждан составлял уже 80%.

По мнению региональных властей, у подобной медлительности есть объективная причина - северянам равнение на стандарт не по карману. Затраты на содержание благоустроенного жилфонда в заполярных широтах традиционно в 2,5-3 раза выше, нежели в средней полосе. Столь внушительная разница в стоимости одних и тех же услуг объясняется длительным, до девяти месяцев, отопительным сезоном, отсутствием собственных энергоносителей и необходимостью транспортировки мазута, угля и газа из других областей России.

За Полярным кругом с тревогой восприняли намерение Минэкономразвития ввести 100%-ную жилищную оплату в сроки, предписанные президентским указом пятилетней давности. Тревога местных чиновников вполне обоснованна: число семей, не сумевших выкроить из своего совокупного дохода требуемую сумму - и в силу этого получающих субсидии, - увеличивается в Мурманской области более энергично, нежели в целом по стране.

Так, в 1998 году, когда доля "кровных" в жилищной плате не превышала 16%, субсидией пользовались 8% северных семей. Аналогичный общероссийский показатель был тогда вдвое меньше, всего 4%.

На исходе 2001 года всероссийский куратор реформы, Госстрой РФ, фактически вынудил региональные власти поднять предельный уровень платежей граждан до 50%. Федеральный "индикатор бедности" отреагировал на подобное повышение довольно вяло: число малообеспеченных нанимателей увеличилось с 6% (в 2000 году) до 7%. А вот в заполярных субъектах Федерации, в том числе и Мурманской области, количество получающих субсидии возросло более чем в 1,5 раза - с 14% до 21%. В некоторых районах Кольского полуострова (с так называемой депрессивной экономикой) до 38% семей не в состоянии самостоятельно оплачивать собственное жилье.

Спасение утопающих

В столице не склонны считаться с заполярной спецификой, федеральный стандарт платежей граждан одинаков для всех территорий. В минувшем году, согласно президентскому указу от 1997 года, он составил 80%. Разумеется, постановление правительства РФ 707 от 1996 года позволяло органам исполнительной власти на местах самостоятельно назначить предельную долю собственных расходов населения на квартплату. Этим правом не преминули воспользоваться на Кольском полуострове. Но, установив для земляков щадящий "потолок" на уровне 40,7%, северная власть загнала себя в весьма непростую финансовую ситуацию.

Бюджет России 2001 года верстался с учетом федерального стандарта платежей, соответственно, дотирование ЖКХ предусматривалось "верхами" лишь в объеме 20%. А любое превышение этого, запланированного центром, объема в регионах обязаны компенсировать за счет собственных доходов. Покрыть же средствами консолидированного бюджета 30%-ную дотационную брешь оказалось в 2001 году для Мурманской области почти нереально. Но еще хуже выглядит положение на 2002 год - федеральный стандарт увеличился до 90%.

Озабоченные ситуацией мурманские чиновники на исходе 2001 года предложили федеральному правительству рецепт своего спасения - разработанную в недрах областного комитета по жилищно-коммунальному комплексу систему дотаций на услуги ЖКХ. По убеждению разработчиков, их детище сочетало в себе несовместное - социальную защиту малоимущих и весомую экономию бюджетных средств.

От действующей в стране системы государственной поддержки населения творение мурманских чиновников отличали сугубо заявительный характер и дифференцированный подход. Первое означало, что дотации, положенные ныне абсолютно всем, начисляются только по просьбе жильца, и то при условии предоставления соответствующих справок. Второе - что для каждой семьи, не входящей в категорию высокообеспеченных, предлагается гибкая, многоуровневая шкала платежей.

С одобрения заинтересованных Госстроя и Минэкономразвития РФ предложенную систему решено было обкатать в двух муниципальных образованиях Мурманской области. В качестве "полигонов" избрали город атомщиков Полярные Зори и депрессивный Терский район. Выбор был не случаен, поскольку эти муниципальные образования - социальные антиподы: одно является самым благополучным в области, другое - самым бедным.

Разведка боем

Первое, что сделали на подопытных территориях, - составили более или менее четкое представление о доходах населения, затребовав с жильцов соответствующие бухгалтерские справки. Всем, кто требуемых данных не предоставил, а также высоко обеспеченным семьям было предложено платить по действующему стандарту.

"Высокой обеспеченностью" авторы новой системы постановили считать доход свыше двух минимальных прожиточных уровней (5347 рублей) на каждого члена семьи. При среднедушевом доходе до 2000 рублей семья имела право на 60% дотаций, при доходе от 2000 до 3500 рублей - на 50%, а от 3500 до 5000 рублей - на 30%.

В результате предварительного анализа сложилась следующая картина: теоретически каждая вторая семья самого благополучного города Кольского полуострова имела доход, позволяющий ей оплачивать 80% квартплаты. В безработном Терском районе такое было по плечу лишь каждой третьей (35%) семье, а более половины (53%) тамошних семей вошли в разряд малообеспеченных.

Эксперимент стартовал в конце минувшего года и, хотя не без проблем и остановок, отработал в обоих муниципальных образованиях по три месяца. После чего областной комитет по жилищно-коммунальному комплексу подвел итоги.

Если верить обнародованным данным, итоги эти просто блестящи. Собираемость средств с населения возросла с 70% до 85%. Группа жильцов, именуемых "высокообеспеченными", перекрыла своими платежами все коммунальные бреши. Каждая третья малоимущая семья стала платить за свое жилье меньше (примерно на 10%), чем до эксперимента. Затраты бюджета сократились на 26% в Полярных Зорях, и на 3% - в Терском районе. При этом, что немаловажно, были соблюдены все действующие государственные стандарты: ни у бедных, ни у богатых расходы на оплату жилья и коммунальных услуг не превысили максимально допустимой доли совокупного семейного дохода - 22%.

Результаты внедрения ноу-хау были рассмотрены на заседании научно-технического совета Госстроя РФ, который одобрил новую методику как полностью соответствующую стратегии реформирования ЖКХ. К такому же выводу пришли и в Минэкономразвития РФ. Правительственные реформаторы взяли на себя смелость рекомендовать мурманскую новинку для повсеместного внедрения.

Пятна на солнце

Два месяца назад правительство Мурманской области также признало систему "механизмом, позволяющим обеспечить выполнение федеральных стандартов оплаты жилищно-коммунальных услуг". Главам администраций городов и районов рекомендовано учесть возможности своих бюджетов и реализовать столь ярко проявивший себя механизм. С марта систему начали внедрять сразу в нескольких муниципальных образованиях области.

Несмотря на очевидные достоинства новой системы, ее внедрение идет под аккомпанемент весьма интенсивной критики. Основные контраргументы таковы.

Организационный. Эксперимент проведен некорректно, поскольку богатые атомщики Полярных Зорь сами за жилье не платят - все платежи централизованно идут через бухгалтерию Кольской АЭС. Именно это обстоятельство и обеспечило лучезарные показатели "собираемости". В Терском районе, где население осуществляло платежи самостоятельно, за три месяца было зафиксировано около 80 попыток уклониться от внесения квартплаты.

Экономический. Учитывая количество справок, заявлений и прочих бумаг, требующихся для дифференцированного начисления дотаций и субсидий, рост армии чиновников просто неизбежен. Новым чиновникам потребуются помещения, транспорт, связь, оргтехника и др. Поэтому неизвестно, насколько весомой окажется в итоге экономия бюджетов.

Нравственный. Областной комитет по жилищно-коммунальному комплексу действует под популистским лозунгом "Все оплатят богатые". Но если в Москве богатыми считают каждого, у кого на члена семьи приходится не менее 8500 рублей, то в Мурманской области - 5347 рублей. И это несмотря на то, что индекс бедности в Заполярье в 1,5 раза выше, чем в столице (жизнь на Севере с учетом всех факторов дороже, чем в Москве). Да и с каких пор прожиточный минимум стал выступать критерием "высокой обеспеченности"?

Полный вперед

Вероятно, своя доля истины есть в каждом из критических аргументов. Однако ни их количество, ни качество не способны в данном случае затмить главного позитива эксперимента: он доказал, что реформирование системы оплаты в ЖКХ - отнюдь не "маниловщина" федерального центра. Если дифференцированно подходить не только к каждому субъекту Федерации, но и к каждой категории населения, то переход на 100%-ную оплату услуг вполне реально осуществить даже в предписанные правительством сроки, к 2003 году.

Правда, при одном немаловажном условии - если в регионах будут иметь четкое представление о доходах своего населения. На сегодня это, пожалуй, наиболее уязвимый момент реформирования, поскольку у отечественной статистики пока просто не существует методик, позволяющих получить достоверные данные о платежеспособности россиян. Единственный доступный чиновникам метод "аудита" - требовать справки.

Тем не менее в областном комитете по жилищно-коммунальному комплексу убеждены, что достойной альтернативы их системе нет, и в ближайшее время она будет в полной мере востребована. А глава Госстроя РФ Анвар Шамузафаров четко заявляет, что центр будет помогать только тем субъектам Федерации, которые соблюдают федеральный стандарт.

Мурманск