Ставка на уголь

Шахтеров Инты будут спасать за счет реструктуризации энергетики Коми

Как уже сообщал "Эксперт С-З", в апреле в Сыктывкаре был презентован грандиозный проект строительства новой угольной станции - Интинской ГРЭС. Однако по плану властей Коми это лишь часть перспективного плана реформирования всей энергетической отрасли республики, в котором краеугольным камнем должно стать создание Единой энергоугольной компании. Сделав ставку на уголь, правительство рассчитывает решить две основные задачи: создать энергетические резервы для развития новых отраслей перерабатывающей промышленности и помочь местным шахтерам раз и навсегда решить тяжелую проблему сбыта продукции, а значит, и социальные проблемы региона.

Плохо дело

На сегодняшний день энергетическая система Коми состоит из газовой Печорской ГРЭС, которая вырабатывает более 50% всей электроэнергии, и около 200 электростанций, подстанций и котельных. Имеющиеся сейчас источники теплоэнергоснабжения едва обеспечивают запросы потребителей, резервов практически нет, при этом износ основных фондов электростанций составляет от 50% до 70%. Покрытие энергопотребления в Коми при минимальном варианте сейчас составляет чуть более 2000 МВт. По прогнозам экспертов, к 2015 году с учетом развития имеющихся сегодня проектов цветной металлургии потребление энергии вырастет более чем в два раза - до 4500 МВт.

Между тем 85% энергогенерирующих объектов республики сегодня работают на газе и мазуте, которые составляют лишь 2% в стоимости минерально-сырьевых запасов Коми. И газ, и мазут, в общем-то, находятся рядом: первый добывается либо в самой республике (на Вуктыльском месторождении), либо транспортируется из соседней Тюменской области, второй производится на АО "ЛУКойл-Ухтанефтепереработка". Однако, по оценкам специалистов, запасы газа ограничены 30-40 годами. В то же время 68% запасов региона приходится на уголь и сланцы, объем угольных ресурсов оценивается в 300-400 млрд тонн - этого хватит на сотни лет. "Раньше люди были умными, строили электростанции на угле, которого в республике много. А потом кто-то построил станцию на дорогущем привозном мазуте. С тех пор и пошло-поехало" - эта фраза прозвучала недавно на заседании правительства Республики Коми (РК).

Значительные запасы угля - это первый довод для правительства РК, чтобы сделать ставку на этот вид топлива в долгосрочной перспективе. Однако есть и второй - это нынешняя ситуация в угледобывающей отрасли республики. В Инте и на крупнейшей шахте Воркуты "Воргашорской" добываются энергетические угли, которые не так уж и востребованы на рынке, ситуация с их сбытом год от года ухудшается (в отличие от коксующихся углей, которые используются в металлургической промышленности). По итогам 2001 года компания " Интауголь" добыла 5864 тыс. тонн угля, из которых потребителям отгружено только 3966 тыс. тонн. Шахта "Воргашорская" за тот же год извлекла 4032 тыс. тонн угля, однако отгрузила лишь 3020 тыс. По итогам первых четырех месяцев текущего года данные таковы: компания "Интауголь" добыла 1496 тыс. тонн, отгрузила - 989 400 тонн; "Воргашорская" - 926 тыс. тонн и 743 тыс. тонн соответственно. Потребители этих углей сосредоточены, как правило, в соседних регионах - Вологодской, Архангельской и Кировской областях, на экспорт отправляется не более 30% добываемого энергетического угля. Сейчас тонна такого угля идет по 300 рублей, но ради увеличения сбыта угольщики готовы отчаянно демпинговать и отдавать уголь по 200 рублей за тонну.

Из-за резкого падения объемов продаж и компания "Интауголь", и моноотраслевой город Инта оказались на грани банкротства. Горняки имеют миллиардный долг перед РАО ЕС, поскольку вся поступающая выручка идет прежде всего на погашение долгов по зарплате, которые в Инте, например, накопились с сентября 2001 года. В Воркуте ситуация немногим лучше. 14 мая там состоялся двухтысячный митинг шахтеров, в ряду экономических требований которых значилось: "увеличение угольной составляющей в топливном балансе страны, запрет на ввоз угольной продукции из-за рубежа, субсидии шахтерам". Администрация города поддержала требования шахтеров, в Инте прошли рабочие собрания. Горняки пригрозили, что в случае невыполнения их требований они "оставляют за собой право требовать отставки Президента Владимира Путина".

Лучшее решение

Модернизация существующих и строительство новых станций, которые перерабатывали бы местный энергетический уголь, кажется сегодня оптимальным выходом из положения. В 2000 году правительство Коми инициировало обсуждение перспектив строительства в республике угольных электростанций, и тогда же впервые заговорили об Интинской ГРЭС. После годичного исследования вопроса специалисты пришли к выводу, что более эффективно вместо одной станции в Инте мощностью в 1980 мегаватт (сжигая 6,9 млн тонн угля, вырабатывала бы 12,87 млрд кВтч электроэнергии в год) построить две станции - в Инте и Воркуте и расширить ныне действующую Печорскую ГРЭС.

Предполагается, что новые мощности будут активно использоваться для внутреннего энергопотребления в республике, при этом значительная часть энергии будет поставляться за пределы Коми в соседние области и европейские страны. Проект потребует значительных инвестиций - 3 млрд долларов, которые планируется привлечь от западных инвесторов. Схема, широко использующаяся в мировой практике, но пока не применявшаяся в России, предусматривает следующий порядок действий: инвесторы, имея гарантии от потенциальных покупателей, финансируют строительство ГРЭС, эксплуатируя ее до полной окупаемости вложений, а затем по символической цене в один доллар передают государству. Очевидно, что такая схема, объем затрат и сам факт использования западных денег потребуют детальной оценки эффективности и окупаемости проекта.

Некоммерческое партнерство, которое было создано в республике для проработки вопроса, при участии американской компании Access Int подготовило несколько вариантов строительства и его финансирования. В результате апрельской презентации проекта участвовавший в ней председатель РАО ЕЭС Анатолий Чубайс принял решение о том, что к делу подключится специальная рабочая группа во главе с первым заместителем председателя РАО ЕЭС Сергеем Дубининым. Предстоит сосчитать точную цену киловатт-часа (по предварительным расчетам, себестоимость продукции составит в среднем около 2 центов за киловатт электроэнергии, около 13 долларов за гигакалорию тепла) и оценить готовность будущих потребителей покупать энергию по этой цене на протяжении 15 лет, как того требуют предполагаемые инвесторы.

Однако, по словам министра промышленности Коми Владимира Баскакова, с точки зрения себестоимости и ценовых параметров сначала нужно говорить о создании угольной станции в Воркуте, где из-за низкой стоимости местного угля киловатт-час, по предварительным прогнозам, будет стоить менее 2 центов. "В первую очередь будем строить в Воркуте, - заявил Владимир Баскаков, - причем дешевле построить новую станцию, чем перевести центральную водогрейную котельную (ЦВК) с мазута на уголь".

Идея замкнутого цикла

Создание единой энергоугольной компании - идея более высокого порядка, суть которой читается уже в названии компании - совмещение угольного и части энергетического бизнеса РК с целью получения обоюдной пользы. Идея родилась на основе осмысления местными чиновниками постановления правительства 526 от 11.07.2001 года о реформе угольной отрасли и энергетики Коми. Собственно, ничего принципиально нового - здоровое стремление сделать экономику менее сырьевой и переориентировать ее на производство и продажу продуктов более высокой степени переработки. В данном случае речь идет о том, чтобы вместо продажи угля перерабатывать его на месте и продавать уже электро- и теплоэнергию, объединив добычу и переработку в единую производственную цепочку с общим руководством.

В Единую энергоугольную компанию должны войти как угледобывающие предприятия республики, так и генерирующие станции, расположенные на территории Инты и Воркуты: в Инте это ОАО "Компания "Интауголь"", районная котельная-1, Интинская ТЭЦ (а в перспективе и ИГРЭС), ОАО "Шахта "Западная""; в Воркуте - ОАО "Шахта "Воргашорская"", Шахта "Аяч-Яга", ТЭЦ-2, ЦВК и ТЭЦ-1. Такой подход вполне может быть согласован с концепцией реформирования РАО ЕЭС и в случае успеха обеспечить учет интересов государства, городов, а также снижение затрат и совершенствование технологии добычи. В идеале управляющая компания должна централизовать в масштабах республики ресурсные и финансовые потоки угледобывающих предприятий. "Имея топливо на месте и замкнутый цикл от добычи до выработки теплоэнергии и электроэнергии, мы будем иметь и соответствующую цену, - заявил заместитель главы РК Евгений Лескин. - Все будет происходить в едином цикле, как сегодня у нефтяников. Нефть покупается по корпоративной цене, потом вырабатываются нефтепродукты, продаются на рынке, и получается максимальная прибыль. Та же самая схема может быть и здесь, но уже в рамках республики и Единой энергоугольной компании, которая будет продавать конечный товар - киловатт-час электроэнергии и гигакалорию тепла. Мне кажется, альтернативы этому решению нет".

Сейчас все названные станции и котельные в той или иной мере контролируются РАО ЕЭС. В чьей собственности окажутся они в результате реформы энергетической отрасли и создания энергоугольной компании, пока сказать сложно. В правительстве Коми нет ответа на этот вопрос, как нет пока и четкого видения, какую форму должна иметь Единая энергоугольная компания - будет она управляющей компанией или полноценным холдингом. Между тем вопросы собственности и разграничения полномочий до сих пор являлись самыми труднопреодолимыми препятствиями в проектах создания российских интегрированных компаний. До тех пор пока они не будут разрешены, проекты правительства Коми можно считать не более чем идеями.

Сыктывкар

Не газом единым

Мировой опыт развития энергетики показывает, что для обеспечения минимально необходимого уровня энергетической безопасности "пороговая" доля угля в объеме используемых ресурсов не должна опускаться ниже 25%-30%. По расчетам Института угля и углехимии Сибирского отделения РАН, оптимальным может считаться такое соотношение: уголь- 40%, нефть - 19%, газ - 35%. В структуре современного энергобаланса России половину добываемых энергоресурсов обеспечивает природный газ, менее трети - нефть, 11% - уголь, 7% - нефтетопливные ресурсы. Главенство газовой составляющей сегодня экономически выгодно, однако, по оценкам ряда специалистов, в перспективе оно окажется непродуктивным, поскольку новые источники газа все более и более удалены от регионов его активного потребления, находясь, например, на шельфе арктических морей.