Бизнес-невидимка

Москва, 11.11.2002
«Эксперт Северо-Запад» №42 (103)
Петербургские банкиры начали предпродажную подготовку нового массового продукта - кредитных пластиковых карт

Статистика утверждает, что практически у каждого петербуржца есть международная пластиковая карта какого-то банка. Пару лет назад этот факт считался бы победой, сегодня банкирам этого мало. Высокие темпы эмиссии "пластика", которые демонстрировали все без исключения финансово-кредитные учреждения города, остались в прошлом веке. Теперь, для того чтобы поддерживать доходность "пластикового" бизнеса, банкирам приходится искать и использовать качественно другие способы развития этого сегмента рынка. В ход идет все: расширение эквайринговой сети, внедрение дисконтных программ и дополнительных сервисных услуг для владельцев пластиковых карт. Самый модный инструмент - кредитные карты - принципиально новый для отечественного рынка банковский продукт. Пока еще элитные, они в течение ближайшего года обещают стать приоритетным направлением в стратегии развития "пластикового" бизнеса петербургских банков. Основа для этого уже сформирована: многие финансово-кредитные учреждения начали кредитовать через "пластик" своих VIP-клиентов, а также владельцев "зарплатных" карт. Учитывая, что доля последних в эмиссии банков колеблется от 45 до 90%, можно говорить о том, что в ближайшие годы именно кредитные карты станут реальной точкой роста пластикового бизнеса.

Два в одном

Строго говоря, кредитные пластиковые карты существуют в нашей стране начиная с середины 90-х годов прошлого века. Отечественные банки, эмитировавшие пластиковые карты международных платежных систем VISA и Europay Inc., ввели такое понятие, как разрешенный овердрафт. Владелец карточки с овердрафтом мог потратить больше, чем было зачислено на его карточный счет. Фактически он кредитовался у банка, и, следовательно, такую карту можно было считать кредитной. Однако называть это нормальным банковским продуктом было бы неверно. Во-первых, санкционированный банком перерасход средств с карточного счета был доступен, как правило, только для держателей "золотых" и "платиновых" карт, то есть для крайне ограниченного, избранного круга клиентов банка. Во-вторых, кредит, который они брали у банка через овердрафт, рассматривался, по сути дела, не как плановый пункт во взаимоотношениях потребителя и банка, а как бонус, особая услуга для специального клиента. Размер овердрафта устанавливали индивидуально, а плату за использование кредита называли штрафом за овердрафт, величина которого зависела от политики банка. Это мог быть процент от суммы перерасхода или ставка по кредиту физических лиц, принятая в банке. Впрочем, в ряде случаев банки вообще не налагали штрафов за использование овердрафта, и этот факт лишний раз демонстрирует, что банки рассматривали кредитование по пластиковым картам не как бизнес, а исключительно как элитный маркетинговый инструмент. Еще одной вариацией на эту тему были (да и есть) пластиковые карты, которые выдавались топ-менеджменту обслуживаемых в банке предприятий. В этом случае операции с картой не ограничиваются суммой, имеющейся на счету, а залогом служат счета юридического лица и личные связи руководства банка и клиента. Впрочем, доля VIP-карт в объеме эмиссии среднестатистического банка настолько мала, что у этого сегмента "пластикового" бизнеса до последнего времени не было никаких шансов оформиться. Например, в БАЛТОНЭКСИМ БАНКе около 25 подобных карт, в петербургском филиале Альфа-банка их около 100, в Балтийском банке на их долю приходится 5% от всей эмиссии, а в Промышленно-строительном банке их количество не превышает 25% от общего объема "классических" валютных карт.

Между тем эксперименты с овердрафтами происходили на фоне бурного развития массового пластикового рынка. Несколько лет этот сегмент приносил доход исключительно за счет высокой динамики количественных показателей эмиссий "пластика". Теперь карт выпустили достаточно, зарабатывать на эмиссии становится все сложнее, и банкиры задумались об изменении стратегии развития этого сегмента рынка. Нашли несколько решений: эквайринг, дисконтные программы, специальный сервис и кредитование. Именно ошеломляющие темпы развития рынка потребительского кредитования стали поводом для того, чтобы банкиры задумались над совмещением этих двух услуг в одной и выводе ее на массовый рынок. Кредитные пластиковые карты могут войти в число рядовых банковских продуктов уже в ближайшее время.

"Кредитка" по-русски

Превращение столь распространенных дебетовых карт в кредитные - процесс реальный, но довольно сложный. Для этого потенциальному владельцу "кредитки" придется пройти двойной отбор. С одной стороны, к нему предъявляются стандартные требования для получения дебетовой пластиковой карты, и, с другой стороны, ему придется соответствовать условиям получения потребительского кредита. Наряду с многочисленными справками, подтверждающими доходы клиента, и хорошей кредитной историей банку для положительного решения необходим поручитель, желательно из числа юридических лиц - клиентов банка-эмитента, или качественный залог. При этом каких-либо унифицированных стандартов для оценки кредитоспособности потенциального владельца кредитной карты у банковских служащих нет, поэтому процесс надолго затягивается и обходится банку-эмитенту недешево. В то же время именно система информации о клиенте, оценки, проверки документов и составляет технологию, на основе которой западные банки строят конвейеры по продаже кредитных услуг через пластиковые карты.

Российским банкам без всего этого в конечном итоге тоже не обойтись. Но пока отечественные банкиры пошли путем наименьшего сопротивления, и те, кто решился на внедрение этого продукта, начали с "зарплатных" карт.

В "зарплатном" проекте банк имеет представление о сумме зачислений на карточный счет, уверен в ее стабильности и регулярности. Собственно говоря, будущие доходы владельца карты становятся обеспечением кредита. По такой схеме уже работают в Петровском народном банке, в Балтийском банке и в банке "Санкт-Петербург", а в ближайшее время к ним намерен присоединиться и Северо-Западный Сбербанк.

Логично было бы предположить, что при сохранении у банкиров заинтересованности в развитии рынка кредитных карт он приобретет четкие очертания в сравнительно короткие сроки. Для таких предположений есть несколько причин. Во-первых, львиная доля эмитированных отечественными банками карт приходится на "зарплатные" проекты, и Петербург здесь не исключение. Так, например, в местном филиале Альфа-банка из 13.329 карт - 45% именно этого типа, в Петровском народном банке 60% карт эмитировано в рамках "зарплатных" проектов и 38% - "пенсионные", а в Санкт-Петербургском банке реконструкции и развития (СПбРР) и Северо-Западном Сбербанке доля зарплатных продуктов достигает 90%. Таким образом, банки уже имеют основательный фундамент для развития кредитного "пластика".

Во-вторых, карта может приносить коммерческую выгоду при потребительском кредитовании. Используя карты, банк, по мнению начальника отдела эмиссии карт и сопровождения сети Петровского народного банка Сергея Захарова, существенно снижает издержки на сопровождение кредитных договоров: "Предоставление займа с использованием пластиковой карты является высокотехнологичным решением, позволяющим минимизировать затраты по обслуживанию кредита и уменьшить риски, связанные с ним, потому что банк обладает оперативной информацией о расходах клиента".

Кроме того, внедрение кредитных карт несколько меняет структуру доходов за счет процентов, которые выплачивает заемщик - держатель "кредитки". (Их величина зависит от валюты карточного счета - в рублях он или в долларах. Этот доход банк получает массовым порядком и на операциях с невысокой степенью риска, что особенно ценно с учетом нынешнего состояния банковского бизнеса, для которого, как считает начальник управления пластиковых карт банка "Санкт-Петербург" Павел Филимоненко, характерно снижение доходности по традиционным видам услуг. По мнению начальника управления пластиковых карт банка " МЕНАТЕП СПб" Андрея Андреева, кредитные карты - очень перспективный продукт, поскольку их обслуживание, как показывает опыт западных банков, приносит больший доход по сравнению с прибылью, получаемой при работе с дебетовыми и предоплаченными картами.

Аналитические прогнозы емкости рынка кредитных карт и потенциального спроса на этот продукт добавляют банкирам оптимизма. По оценке Павла Филимоненко, в Петербурге выпустить несколько десятков тысяч полноценных кредитных карт вполне реально. "Потенциальными потребителями этой услуги можно считать людей с достатком от 300 долларов на человека в семье", - уточняют в управлении пластиковых карт петербургского филиала Альфа-банка. В "Райффайзенбанке Австрия" определяют потенциального клиента как человека, готового тратить в месяц примерно 500-700 долларов, а затем аккуратно возмещать их. А по оценке начальника управления розничного бизнеса БАЛТОНЭКСИМ БАНКа Ольги Кашинской, держателями кредитных карт могут быть 5-10% активно работающего населения с доходом от 1000 долларов.

Без дегтя - никуда

Казалось бы, что может быть проще, чем сделать все дебетовые "зарплатные" карты кредитными? В ответ на этот вполне закономерный вопрос банкиры дружно оглашают целый список объективных, и не очень, причин.

Для того чтобы открыть кредитные линии на сумму будущей заработной платы не только топ-менеджменту, но и всем сотрудникам предприятия, банку необходимы дополнительные гарантии от организации-работодателя. А взять на себя такие обязательства готовы пока очень немногие фирмы. По словам начальника управления кредитных карт Балтийского банка Галины Вагановой, эту проблему сравнительно легко можно было бы решить с помощью системы страхования рисков, но такая система пока не выстроена.

Сергей Захаров считает, что рынок кредитных карт развивается не слишком быстро по нескольким причинам: оборудование, необходимое для построения системы, дорого, доходы населения (по мировым меркам) невелики, и опыта общения с банками мало, нормативная база по электронным платежным средствам недостаточно проработана, а адекватной судебной практики недостаточно. "Отсутствие кредитной истории клиента и невозможность оценить его реальную кредитоспособность сужают круг потенциальных пользователей этой услуги", - согласна начальник отдела методологии, планирования и развития дирекции пластиковых карт Промышленно- строительного банка Арина Басова.

Как утверждают в Альфа-банке, одна из основных причин, препятствующих распространению кредитных карт, - это отсутствие стандартизированной и максимально упрощенной системы оценки заемщика. Технологии, которые существуют в настоящий момент, слишком трудоемки для банков, и, как следствие, конечная цена продукта очень высока.

Впрочем, несмотря на существующие трудности, потенциальная доходность этого сегмента банковского рынка уже сейчас заставляет некоторые банки строить долгосрочные программы развития пластиково-кредитного бизнеса на базе специально созданных технологий. В частности, в Альфа-банке в ноябре этого года намерены запустить пилотный проект "Меркурий". Для него была разработана принципиально новая технологическая платформа для розничного бизнеса, которая позволит максимально автоматизировать процесс работы с частными лицами и мелкими корпоративными клиентами. Альфа-банку он обошелся в несколько десятков миллионов долларов, но в банке рассчитывают, что результаты внедрения проекта позволят раньше других закрепиться на рынке банковских услуг для частных лиц.

Речь идет и о полноценных кредитных картах, которые после внедрения "Меркурия" сможет получить практически любой желающий. IT, созданное по заказу Альфа-банка, позволяет банковскому компьютеру в режиме реального времени получать информацию непосредственно от потенциального заемщика и сверять ее в профильных базах данных.

Для этого клиент в офисе банка собственноручно заполняет анкету, состоящую как минимум из 100 вопросов. Затем компьютер проверяет полученную информацию, например, в МНС, Пенсионном фонде и т.д., и по сумме очков, набранной потенциальным клиентом, выдает рекомендации о кредитоспособности заемщика, о возможной величине кредитной линии. На основании этих данных менеджер банка за считанные минуты сможет принять решение.

Понятно, что основополагающим фактором в этом случае станет наличие кредитной истории, которой, к сожалению, могут похвастать немногие. Впрочем, для решения этой проблемы требуется только время. Как говорят специалисты, приличную кредитную историю активный владелец пластиковой карты может заработать за год.

Исходя из этого следует предположить, что эмиссия кредитных карт в ближайшие годы будет увеличиваться по мере накопления банками информации о своих клиентах. По оценке специалистов Альфа-банка, оживления в этом сегменте "пластикового" бизнеса надо ждать через два-три года. Но даже в этом случае о массовости услуги говорить будет рано, поскольку доля кредитных карт в общем объеме эмиссии отечественных банков будет колебаться в переделах 1-2%. К примеру, в западных банках, которые, кстати, используют технологии, аналогичные тем, что запускает Альфа-банк в рамках "Меркурия", этот показатель достигает 87%.

Впрочем, как показывает история развития отечественного бизнеса, для достижения сходных результатов ему требуется гораздо меньше времени, чем западным коллегам.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

Реклама