Samsung из Шяуляя

Производитель телевизоров "Шилялис" (Schiljalis) выжил за счет тесной кооперации с двумя другими представителями отрасли

Еще совсем недавно телевизор марки " Шилялис" (Schiljalis) был предметом вожделения для многих наших соотечественников. Обыватели записывались в очереди, давали взятки для того, чтобы приобрести это литовское чудо телетехники. В негласном рейтинге советских продавцов "Шилялис" оценивался 100 рублями сверху, в то время как, например, "Рубин" - в 50. Во времена всеобщего дефицита даже обладание новгородским "Садко" или минским "Горизонтом" считалось за счастье, литовский же телевизор для граждан ассоциировался с качеством и техническим совершенством недоступной для них заграницы.

Все изменилось, когда зарубежные товары прорвали ранее почти не преодолимый кордон советской границы. Наша телевизионная отрасль в борьбе с мировыми производителями телевизоров потерпела сокрушительное поражение, от которого не может очухаться до сих пор. Однако для большинства российских граждан старше 40 лет, почти на подсознательном уровне, марка "Шилялис" продолжает ассоциироваться с чем-то ностальгически добрым. А потому мы решили выяснить, что же стало с производителем былого лидера потребительских предпочтений советских граждан.

Трое нашли друг друга

Адрес с названием "Промышленная улица" никаких приятных ассоциаций не вызывает: заборы, корпуса, трубы... Так оно и есть: Siauliu tauro televizoriai (STT) - обитатель одного из самых неуютных районов Шяуляя. В огромном трехэтажном заводоуправлении - мрачная пустота коридоров и странная тишина. На вопрос, где кабинет директора, встреченная наконец-то женщина уточнила: какого? И это неудивительно: теперь под этой крышей гнездится не один десяток всевозможных фирм; телевизорный завод - лишь одна из них. На предприятии, где в советские времена трудилось свыше 7 тыс. человек, сегодня занято около 240, а вместо 13 производственных цехов работает один. Впрочем, остальные 12 тоже существуют, но уже как самостоятельные предприятия. С некоторыми из них STТ связан кооперацией труда: кто-то льет пластмассу, кто-то делает гальванические покрытия... В 1994 году, когда бывший Siauliu tauras оказался на грани банкротства, он развалился на 22 части. STТ стал лишь одной из них.

Ситуация казалась безвыходной: складские запасы готовой продукции иссякли, а на новое производство не было оборотных средств из-за задержек с расчетами. Да и технический уровень продукции в условиях открытого рынка исключал возможность выживания. Мы прикинули, вспоминает директор STТ Римантас Жукаускас, что надо сделать, чтобы повысить конкурентоспособность нашей продукции, а соответственно и предприятия, и с этими планами отправились в Паневежис на Ekranas. И уговорили: паневежцы спасли завод от неминуемого банкротства.

Завод кинескопов Ekranas ныне считается одним из самых лучших предприятий республики, а по уникальности диапазона продукции не имеет равных в Европе. Динамичность его развития вот уже несколько лет изумляет своими темпами. Но это сегодня. Тогда он тоже был далеко не в лучшей "спортивной форме". Тем не менее директор Ekra-nas Эймутис Жвибас согласился взять тонущее шяуляйское предприятие на буксир, став его акционером. Причем помощь была оказана не деньгами, а кинескопами. Тем самым он и заводу STT бросил спасительную веревку, и себе помог, обретя постоянного потребителя своей продукции.

Картина выживания этих двух предприятий будет не полной, если не вспомнить о третьем участнике сюжета - вильнюсском предприятии по производству управляющих систем Vilniaus vingis. Это предприятие в тот период тоже было приговорено к банкротству - об этом откровенно говорили западные эксперты, обследовавшие компанию. Здесь тоже помогла взаимовыручка: плечо ему подставил Ekranas, обеспечивший до 70% заказов. Кстати, это сотрудничество предопределило и то, что у всех трех предприятий и заказчики, и технические консультанты оказались общими - Samsung, Philips и т.д. Был создан уникальный треугольник, в существовании и развитии которого оказались заинтересованными ведущие мировые компании электроники.

От Schiljalis до Samsung

Цех STT, в котором нынче расположены две сборочные линии телевизоров, явно не подходит для рекламных роликов. Хотя здесь действует одна из самых современных в Европе технологических линий, но само помещение старое, в цехе тесновато, никаких дизайнерских наворотов. Зарплатой тоже не похвастаешься: у рабочих - 700-800 литов (1 лит примерно равен 10 рублям), при наличии высшей квалификации - 1100-1200 литов. То есть она даже на среднестатистический размер по республике не вытягивает. Однако для города, страдающего 20%-ной безработицей, и это большое благо.

Чтобы объективно оценить пройденный SТT путь, нужно, во-первых, заглянуть в экспозиционный кабинет, где красуется десятка три моделей с размерами диагонали экранов от 14 до 28 см. Обращает на себя внимание пестрота названий: кроме Tauras тут Samsung, Tatung, Daewoo International, Funai, Deccacolour, Preview... В общем, почти весь "иконостас" известных мировых фирм. Под этими торговыми марками сегодня расходится до 97% продукции предприятия. Среди стран-получателей - Германия, Великобритания, Голландия, Польша, Дания, Чехия, ну и, конечно, Россия.

"Для нас переломными стали 1996-1997 годы. Именно в этот период мы интенсивно поработали в сфере маркетинга и нашли первых покупателей в Западной Европе. Тогда и была сформулирована наша коммерческая стратегия", - рассказывает Римантас Жукаускас. По его словам, в ней три составляющие. Ориентация на российский рынок, работа в качестве сборочного производства для мировых грандов (классический пример тому - Samsung, доля производства продукции под его маркой в прошлом году составила более 28%) и производство продукции под собственной маркой, когда все делается самостоятельно - от разработки до реализации.

Однако выход на западные, прежде всего европейские рынки вместе с успехом обернулся для предприятия и большими экономическими потерями. Причиной этому было падение евро относительно доллара, к которому до 2002 года был привязан лит. Именно этим объясняется, что, несмотря на рост реализации, предприятие вплоть до последнего времени работало с убытками. Сейчас, когда ситуация с курсами евро и доллара в корне изменилась, пришло время снимать "сливки".

Нынешний год вновь станет переломным, считают на предприятии. Если в прошлом году выпуск составил примерно 400 тыс. телевизоров, то в следующем планируется выйти на миллион. Причем исключительно за счет маркетинга и организации труда и полного использования имеющихся мощностей, отмечает коммерческий директор предприятия Рамунас Данаускас.

Как мы уже отмечали выше, особое значение на предприятии придают российскому рынку. Даже возвели это в ранг одной из составляющих стратегии. Для завоевания этого рынка они пошли по характерному для литовского маркетинга пути - на Восток через Запад. То есть - через Калининградский анклав. Резон простой: размещая там производство, получаешь возможность продавать товар в России беспошлинно. "Тут мы сами работаем в роли Samsung: арендуем производственные площади, часть оборудования, завозим свою технологию и комплектацию, а затем сами и продаем", - говорит Рамунас Данаускас. В 1996 году по такой схеме начали работать с предприятием "Парус-3" (город Советск). Благодаря такому сотрудничеству в отдельные периоды доля российской реализации достигала 40%. Летом этого года нашли нового партнера - предприятие "Стелла плюс", на котором уже оборудована одна сборочная линия, а вторая вот-вот войдет в строй.

Drang nach West

И все же руководство STT основной прирост связывает в новом году с западным, точнее - европейским рынком. Во-первых, это соответствует курсу евроинтеграции. Во-вторых, появилась возможность - благодаря кинескопам Ekranas - предложить широчайшую гамму телевизоров европейского уровня. Тем более что в ЕС ценится, когда телевизоры и кинескопы к ним производятся в одной стране. Благодаря удвоению общего выпуска доля СНГ сократится до 20%, хотя в абсолютных цифрах она вырастет тоже. Вот такие планы...

Кстати, они сходны и с планами двух других флагманов литовской электроники. И это закономерно - ведь их судьбы тесно взаимосвязаны, а в совокупности они стали основой того, что в Литве осталось от некогда мощной отрасли. В отличие от Rimeda, Vilma, Banga, Sigma, Elfa, Venta и многих других, уже почти забытых сотоварищей, эти трое удачно использовали свои сильные стороны и поддержали друг друга. И это стало залогом их успеха.

Вильнюс - Шяуляй