Свистать всех наверх

Тема недели
Москва, 17.03.2008
«Эксперт Северо-Запад» №11 (359)
Скорость, с которой решаются сегодня наболевшие проблемы рыбной отрасли, плоха только одним – как и любая спешка, она может привести к поверхностным, непродуманным решениям

Рыбная промышленность, открыто именуемая в министерских кругах «национальным позором», попала под каток чиновничьей активности. Вряд ли случайно это совпало с подготовкой к президентским выборам. Ведь отрасль-аутсайдер – очень удачный объект для того, чтобы официальный кандидат мог продемонстрировать и наличие политической воли, и способность принимать эффективные управленческие решения. Как бы там ни было, происходящее сейчас в рыбохозяйственном комплексе страны напоминает аврал – ревизии подвергнуты абсолютно все уровни и направления деятельности отрасли. Выполняя многочисленные поручения, данные на тот момент кандидатом в президенты Дмитрием Медведевым в ходе избирательных встреч и поездок, армия чиновников с немыслимой для России скоростью подчищает десятилетиями копившиеся проблемы.

Планов – громадье

Росрыболовство завершает работу над целым пакетом основополагающих документов – проектом федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на 2009-2013 годы», проектом Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса на период до 2020 года. В уже действующую Концепцию развития рыбного хозяйства РФ на период до 2020 года вносятся дополнения – в свете новых задач корректируется ряд таких важных разделов, как повышение инвестиционной привлекательности отрасли, устранение инфраструктурных ограничений ее развития и др.

В целом развитие рыбохозяйственного комплекса в ближайшие восемь-десять лет видится столичным «верхам» следующим образом. Во-первых, планируется удвоить валовой отраслевой продукт, а добычу водных биоресурсов увеличить с нынешних 3,25 млн тонн до 6,5 млн. Во-вторых, все эти уловы получат жесткую отечественную «прописку». Государство не намерено и впредь мириться с тем, что свыше 80% биоресурсов, выловленных российскими судами в российской же экономической зоне, уходит на экспорт, причем с минимальной глубиной переработки. Глава Росрыболовства Андрей Крайний убежден, что отечественное сырье должно способствовать развитию прежде всего собственных перерабатывающих производств. Мнение вполне справедливое, если учесть, что уровень импорта рыбы и рыбной продукции давно превысил порог продовольственной безопасности страны.

Важно также отметить, за счет чего ожидает правительство увеличения уловов: Россия намерена вернуться в отдаленные районы Мирового океана. Во времена СССР межправительственные соглашения с 46 странами в области рыболовства и управления биоресурсами позволяли нашим судам вести промысел по всему миру, чужие моря обеспечивали россиянам свыше 80% улова. В рыночных условиях высокие затраты на содержание крупнотоннажного флота, предназначенного в первую очередь для промысла в отдаленных районах, стали очевидны. За короткий период только в Северном промысловом бассейне (Мурманская область, Республика Карелия, Ненецкий автономный округ и Архангельская область) было списано либо продано 117 крупных судов – 62% их общей численности.

В ведомстве Андрея Крайнего считают, что сегодня возвращение в Мировой океан – неподъемная задача для подавляющей массы отечественных промысловых компаний, и это действительно так. Возможно, строительство крупного корабля стоимостью 40-45 млн евро кто-то из судовладельцев еще и осилит, но обустроить всю необходимую для рентабельного промысла инфраструктуру, включающую научные, поисковые, транспортные суда, – вряд ли.

Необходимы особые шаги со стороны государства, и глава Росрыболовства предлагает создать на базе ОАО «Архангельский траловый флот» государственную корпорацию «Росрыбфлот». Выбор архангельского предприятия не случаен – на сегодняшний день это единственный флот со стопроцентным государственным участием в капитале. В состав корпорации руководство главного рыболовецкого органа намерено включить «до кучи» 27 кораблей, построенных под правительственные гарантии еще в 90-е годы прошлого столетия. В дальнейшем же планируется пополнять флот, строя крупнотоннажные промысловые суда под кредиты Россельхозбанка.

Впрочем, в правительственных кругах постоянно подчеркивают, что строить нужно не только для государева Росрыбфлота. Сейчас промысловые мощности страны состоят из 2,5 тыс. судов различного назначения. Возраст более половины судов – 20 лет, свыше 60% из них эксплуатируются сверх нормативного срока службы. Можно предположить, что если уже в ближайшее время не начать процесс обновления флота, то через шесть-семь лет общий объем уловов неизбежно сократится до 2,6 млн тонн. По той банальной причине, что физический ресурс большинства добывающих судов будет во многом исчерпан.

Судовладельцы, для которых вопрос модернизации и обновления флота – один из самых животрепещущих, сходятся во мнении, что «частникам» тоже без помощи государства не обойтись. В Союзе рыбопромышленников Севера считают: нужна государственная лизинговая компания, которая могла бы привлекать «длинные» банковские кредиты (пока для судовладельцев это практически нереально), строить новые современные суда и отдавать их на выгодных условиях в аренду рыбакам, чтобы те постепенно рассчитывались с долгами. Согласна с этим и региональная власть. «Из-за нехватки мощностей мы и сегодня не в состоянии полностью использовать те квоты, которые нам выделяют, – говорит заместитель руководителя департамента рыбной промышленности Мурманской области Алексей Тигунов. – И если государство не поможет рыбной сфере, то она еще долго не выберется из ямы, в которой оказалась. Ну а интенсивное развитие отрасли быстро компенсирует любые затраты».

Сумма необходимых затрат уже известна. Концепция Федеральной целевой программы на 2009-2013 годы предполагает инвестиции в рыбохозяйственный комплекс страны порядка 62 млрд рублей, из которых 32 млрд должны составить средства федерального бюджета.

Первые ласточки

В приморских регионах, привыкших к тому, что любой вопрос в столичных коридорах власти дискутируется годами, чиновничьи нововведения едва успевают обсуждать. Но в целом непривычной для России активностью рыбаки довольны.

«Хотя легче еще не стало, некоторые изменения, безусловно, уже ощущаются», – считает Сергей Махотин, генеральный директор ООО «Севрос», член Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана. Самое важное, с его точки зрения, что удалось внести ряд поправок в действующий федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». В частности, с 1 января этого года значительно упрощен порядок неоднократного пересечения государственной границы, что заметно облегчило существование рыбакам, ведущим промысел в 12-мильной прибрежной зоне.

«До недавнего времени суда „прибрежки“, отправляясь на промысел в исключительную экономическую зону Российской Федерации и возвращаясь оттуда, вынуждены были каждый раз проходить процедуру таможенного оформления, – объясняет Сергей Махотин. – Поскольку дело это хлопотное, мы теряли немало драгоценного промыслового времени. В расчете на каждое наше судно, например, выходило что-то около десяти суток в год. В целом бюрократическая волокита оборачивалась для нашей компании ежегодной потерей 1,2-1,5 млн рублей».

Довольны в отрасли и тем, что уже с будущего года флоты будут наделяться квотами не на три года, а на десять лет. Обеспеченность сырьем на столь долгий период позволит рыбопромышленникам увереннее инвестировать в развитие береговой переработки, модернизацию и строительство судов. «Судя по первым шагам, хватка у нового руководства отрасли есть, – считает Алексей Тигунов. – И если решительный настрой правительственных структур сохранится и после президентских выборов, то, полагаю, дело с мертвой точки сдвинется».

Нет сомнения, что правительство России всерьез намерено покончить с «национальным позором». Даже сухой перечень мер по оздоровлению отрасли, запланированных федеральными органами на первый квартал этого года, поражает воображение. В содружестве с заинтересованными организациями Росрыболовство обязано разработать перечень мероприятий по развитию предприятий береговой переработки водных биологических ресурсов и внести в правительство Российской Федерации проект распоряжения об утверждении этого перечня.

Минфину и Минэкономразвития России поручено ответить на вопрос, есть ли возможность выделять уже с 2009 года средства федерального бюджета на возмещение рыбакам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на строительство перерабатывающих предприятий и промыслового флота. До 1 апреля специалисты Комитета по рыболовству должны будут дать ответ и на другой вопрос: насколько реально сконцентрировать строительство промыслового флота на отечественных, а не зарубежных верфях, если использовать механизм лизинга и возмещения части затрат на уплату лизинговых платежей за счет средств федерального бюджета?

Федеральной таможенной службе и Минтрансу России поручено подготовить перечень предложений (разумеется, предварительно согласовав их с Росграницей) по созданию единого упрощенного порядка оформления отечественных рыбопромысловых судов и грузов рыбохозяйственного назначения в российских портах. Если ведомствам удастся договориться, то число инстанций, проверяющих рыбацкие суда, сократится минимум в четыре раза.

Мягко стелят?

Однако напористость, с которой в министерских кабинетах штампуются многочисленные документы и решения, рождает опасение: а все ли обстоятельства, сопутствующие этой показательной отраслевой блиц-перестройке, учтены? Все ли последствия до конца просчитаны? Так, серьезный скепсис специалистов вызвала обещанная господином Крайним передача Росрыбфлоту почти трех десятков кораблей, построенных в свое время Совкомфлотом на бюджетные деньги.

Все эти корабли в бытность премьер-министром Михаила Касьянова были проданы с рассрочкой платежей дальневосточным компаниям, у которых и поныне находятся в собственности. Да, владельцы игнорируют предусмотренные договором платежи и проценты по ним, и де-факто это обстоятельство вроде бы позволяет государству требовать суда обратно. Однако юридические хитросплетения договоров, передававших флот судовладельцам, таковы, что вернуть дорогостоящее имущество не удалось и за десять лет. Сложно гарантировать, что это вообще удастся.

Обещание оснастить Росрыбфлот новым флотом для ведения промысла в отдаленных районах Мирового океана тоже вызывает вопросы. Обновить за пять лет свыше 400 промысловых судов – а именно о таком количестве идет речь в концепции федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на 2009-2013 годы» – едва ли посильная задача для отечественных судостроителей. О строительстве на зарубежных верфях даже вопрос не ставится. Непатриотично. По мнению министра промышленности и энергетики России Виктора Христенко, у российских верфей есть все возможности удовлетворить спрос рыбаков.

Весьма сдержанно комментируют рыбопромышленники и еще одно отраслевое нововведение – рыбные биржи, которые будут созданы в Калининграде, Мурманске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском и, вероятно, еще нескольких городах. По мнению столичных чиновников, биржи позволят убрать многочисленных посредников, дадут возможность конечному покупателю (мелким оптовикам и рознице) приобретать товар напрямую у промысловиков. По наиболее оптимистичным прогнозам идеологов бирж, розничные цены упадут на 20-40%.

Однако аналитики не уверены, что действительно будет так. Во-первых, кто помешает перекупщикам участвовать в торгах? Во-вторых, высокая цена на рыбу обусловлена сложностью доставки и транспортировки из районов промысла непосредственно к потребителю. «Биржевая торговля может осуществляться, если она выгодна производителю, а не носит обязательный характер, – считает генеральный директор ОАО „ПБТФ“ Арслан Висаидов. – Производитель вправе распоряжаться своей продукцией и реализовывать ее там, где это максимально выгодно». 

Санкт-Петербург

Чужие радости

Вопреки распространенному среди российских рыбаков мнению их коллеги из соседних северных стран не имеют каких-либо официальных государственных дотаций. Однако, к примеру, правительства Норвегии и Исландии все-таки оказывают содействие (и весьма масштабное) своим труженикам моря:

– полностью финансируется из государственного бюджета деятельность всех научно-исследовательских институтов, занятых изучением и прогнозированием сырьевой базы морских биологических ресурсов. Этим научным учреждениям не приходится, как в России, торговать специально выделенными им «научными квотами» самим или с помощью посредников, чтобы обеспечить себе достойное существование;

– при списании отслуживших свой век рыбопромысловых судов владелец всегда вправе рассчитывать на достаточно весомую сумму денег – списанное судно выкупает «на иголки» государство, весьма заинтересованное в том, чтобы национальный рыбопромысловый флот постоянно пополнялся все более новыми и производительными судами;

– дизельное топливо для рыболовных судов продается по более низкой (на 15-17%) цене, нежели для автотранспортных средств;

– труженики рыбной промышленности имеют ряд существенных налоговых льгот при постройке дома, обучении детей, кредитовании и др.

Не надо самообмана

Вячеслав Зиланов, вице-президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников и экспортеров:

– Безусловно, сегодня существует серьезная потребность в строительстве океанического флота. Но нужно прямо сказать: как бы наши российские верфи ни били себя в грудь, строить современные суда, особенно крупнотоннажные, они пока не способны. Да, мы научились делать прекрасные корпуса, мощные и крепкие. А вот что касается внутренней «начинки» судов – электронного судового и поискового оборудования, двигателей, фабричного оснащения и многого другого, что, собственно, и делает корпус высокопроизводительным кораблем, с этим у нас проблема. Такого оборудования делать мы не умеем, даже подрядчиков на такие работы в России пока нет.

Удивляться тут нечему. Мы и в советские времена строили рыбопромысловый, транспортный и научно-исследовательский флот в основном за границей, причем в тех случаях, когда требовалось строить не только быстро, но и качественно, использовали верфи идеологически близких социалистических стран – Польши и ГДР, а также идеологически чуждых ФРГ, Голландии, Франции, Великобритании. Поэтому уверения иных государственных деятелей, что весь необходимый нам флот построим сами, вызывают лишь скептическую усмешку.

В сущности, ситуация подсказывает нам сейчас два пути быстрого обновления флота. Первый – это строить корпуса судов на наших верфях и либо увозить их за рубеж для оснастки соответствующей «начинкой», либо везти эту «начинку» сюда. Но и в том и в другом случае необходимо разрешение правительства РФ и ряда других федеральных структур на беспошлинный ввоз в Россию импортного судового оборудования, аналогов которого в нашей стране не производится. Ведь пошлина на эти группы товаров достигает 20-25% и ложится просто непосильным бременем на себестоимость судна.

Не стоит также забывать, что примерно 50% отечественного рыбопромыслового флота, который у нас еще на плаву, вполне можно было бы модернизировать и тем самым значительно увеличить его эффективность. К слову, очень многие судовладельцы пошли бы на это, при условии что таможенные барьеры будут сняты. Или что на период модернизации судов их хотя бы освободят от такого фискального побора, как плата за водные биологические ресурсы, еще не выловленные, заметьте! Ни одна страна с рыночной экономикой не имеет подобного, кроме России. Только нашей стране принадлежит сомнительное первенство по части взыскания с собственных рыбаков дополнительной платы, делающей их продукцию заведомо неконкурентной. Мы не первый год говорим о том, что мешает отечественным рыбакам обзаводиться нормальными судами, однако политической воли, чтобы перейти от слов к делу, в «верхах» как не было, так и не наблюдается.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №11 (359) 17 марта 2008
    Рыболовство
    Содержание:
    Свистать всех наверх

    Скорость, с которой решаются сегодня наболевшие проблемы рыбной отрасли, плоха только одним – как и любая спешка, она может привести к поверхностным, непродуманным решениям

    Реклама