Генплан кризисного развития

12 мая 2008, 00:00
  Северо-Запад

По мнению Александра Карпова, новая редакция Генплана может затормозить экономическое развитие Петербурга, поскольку размывает правила игры и провоцирует конфликты

Петербургский ЗакС окончательно принял законопроект о поправках в Генплан, и к моменту выхода журнала он уже, по-видимому, будет подписан губернатором. Многие поправки, особенно концептуальные (укрупнение функционального зонирования и изменения в функциональном назначении зон), вызвали серьезную критику специалистов (см. «Произвол вместо плана», «Эксперт С-З» №14 от 7-14 апреля 2008 года). Во избежание негативных последствий принятия поправок в редакции Смольного специалисты предлагали их откорректировать. О том, что из всего этого вышло, в интервью корреспонденту «Эксперта С-З» рассказывает директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов.

– Какие из принципиальных предложений специалистов принял ЗакС?

– Практически никакие. Разве что предложение депутатов Ковалева и Карпенко включить в число целей территориального планирования также и сохранение архитектурного наследия. Это, конечно, поможет отстаивать исторические здания. Полезно и введение в Генплан задачи разработки и принятия региональных нормативов градостроительного проектирования, поскольку территориальные строительные нормы отменены. Теперь депутаты могут потребовать у правительства отчета о выполнении этой задачи. Основные же дефекты концептуальных новшеств сохранились. Даже одиозную зону Р5 оставили, хотя ее введение без процедуры общественного обсуждения прямо противоречит законодательству. Правда, более сотни объектов зеленых насаждений, в том числе бульвары, вернули из незащищенной Р5 обратно в неприкосновенную Р2. И на том спасибо.

– Какие самые опасные поправки включены в Генплан?

– Поправки, предусматривающие укрупнение производственных, жилых и деловых зон и размывание функционального назначения зон. А также изъятие из Генплана Приложения 15, где были отображены зоны неблагоприятного воздействия промышленных, транспортных и иных объектов. Так что для покупателей квартир и арендаторов офисов вблизи промпредприятий, ТЭЦ и т.п. возрастает риск оказаться в опасной близости от вредного производства. Необходимой информации на этот счет в Генплане теперь нет, не будет ее и в Правилах землепользования и застройки.

– Какие последствия все это будет иметь?

– Укрупнение зон и размывание их функционального назначения нивелирует условия для застройки. Теперь везде можно все. Но, например, уплотнение застройки небоскребами, хотя в Генплане нет запланированных участков со специфической инженерной инфраструктурой (транспортные развязки, очистные сооружения, пожарные станции и т.п.), приведет к эксплуатационным проблемам. А также ускорит транспортный коллапс. К этому же приведет отсутствие планировочного выделения новых общественно-деловых зон, призванных оттянуть транспортные потоки из центра. Рынок будет толкать инвесторов уплотнять центр и другие привлекательные районы, пока рыночная стоимость этой недвижимости не упадет из-за неудобств использования. Манипулирование размерами санитарных зон, ставшее возможным из-за ликвидации Приложения 15, приведет к конфликтам между владельцами промпредприятий и окружающих построек. Многие подобные конфликты будут заложены в период до принятия Правил застройки – депутаты отказались отложить вступление в силу поправок до этого момента, хотя такая возможность законом предусмотрена и даже использована в отношении некоторых разделов Генплана. Новая редакция Генплана может спровоцировать кризисный тип развития города.