Острова в запас

Общественные слушания о внесении изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга, связанных с проектом намыва и застройки 376 га территории в Финском заливе, состоялись во всех 14 районах города. Поправки касаются корректировки границ города и определения назначения территорий, которые могут быть сформированы в Курортном районе, между Горской и Тарховкой. По предварительным оценкам, в зоне намыва можно построить более 2 млн кв. м жилой и общественно-деловой недвижимости.

В конце 2009 года как ответ на обращение губернатора Валентины Матвиенко принято распоряжение правительства РФ о передаче Петербургу территорий водного фонда в акватории Финского залива, а затем – постановление Совета Федерации РФ об утверждении измененных границ города. Вслед за корректировкой Генплана должно последовать включение в Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) градостроительных регламентов для будущей застройки. По аналогии с проектом УК «Морской фасад» по намыву 400 га в западной части Васильевского острова земли водного фонда, переданные городу, планируется выставить на торги Фонда имущества Санкт-Петербурга в рамках процедуры передачи инвестору. Как отмечает председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Юлия Киселева, торги планируется провести до конца 2010 года.

Основной претендент на осуществление гигантского проекта определен. В сентябре 2009 года компания «Северо-Запад Инвест», связанная с газовым холдингом «Новатэк», приобрела на торгах Фонда имущества за 36 млн рублей 15 участков общей площадью 144 га на побережье (от Лисьего Носа до Сестрорецка) – фактически напротив предполагаемой зоны намыва. После этого было форсировано принятие решений, обеспечивающих правовые условия реализации девелоперского проекта.

Проект, по словам заместителя директора ГУ «НИПЦ Генерального плана Санкт-Петербурга» Юрия Бакея, включает формирование двух островных территорий. 316 га в районе Горская – Тарховка предназначены для жилой и общественно-деловой застройки, а на 60 га к северу от Тарховского лесопарка планируется разместить спортивно-досуговые объекты. Застройка должна быть мало- и среднеэтажной (до четырех-пяти этажей) – как уверяет Киселева, город уже обозначил для потенциального инвестора недопустимость высотного строительства. Хотя не исключено, что при принятии поправок к Закону о ПЗЗ, содержащему Высотный регламент, предметное обсуждение высотных параметров для новых территорий может вызвать дискуссии.

Общественные слушания показали, что более критично (хотя и достаточно конструктивно) настроены по отношению к проекту жители Курортного района, которых в наибольшей степени коснется будущая строительная активность. Их обеспокоенность усугубляется тем, что представители администрации в связи с отсутствием детально проработанного инвестором проекта не смогли ответить на ряд конкретных вопросов, например на каком удалении от побережья будут намываться острова (это должно быть отражено в будущих поправках к ПЗЗ). Вызывало вопросы и отсутствие материалов экологической экспертизы, которая должна предварять принятие столь важных решений.

Несомненно, было бы оправданно проведение серьезной независимой экспертизы, способной комплексно оценить экологические последствия от очередного намывного проекта (с учетом влияния уже возведенной дамбы и формируемых территорий УК «Морской фасад»). Тем более что время для изучения экологических аспектов проекта до принятия окончательных решений имеется. По словам представителей администрации, инвестор приступит к освоению намывных территорий не ранее 2015 года, очевидно, сосредоточившись сначала на застройке прибрежных «заболоченных и замусоренных земель» Курортного района.