Акупунктура для «Сааба»

16 мая 2011, 00:00
  Северо-Запад

Шведское автопредприятие Saab подписало соглашение с китайской компанией Hawtai Motor в надежде выйти из затяжного финансового и производственного кризиса. Договор направлен на «достижение стратегического партнерства в сфере производства, технологий и дистрибуции», отмечается в совместном релизе. Hawtai собирается приобрести 30-процентный пакет акций Saab за 120 млн евро, кроме того, шведское предприятие получит краткосрочный кредит в размере 30 млн евро на операционные расходы. В апреле производство на заводе Saab в Троллхэттене было остановлено из-за того, что компания не смогла расплатиться с поставщиками комплектующих. «В настоящее время Saab получил финансирование на краткосрочную и среднесрочную перспективу и должен преодолеть последствия кризиса, заставившего предприятие „лечь в постель“», – говорит генеральный директор предприятия Виктор Мюллер. Однако чтобы оформить соглашение в виде сделки, сторонам необходимо получить одобрение шведских и китайских правительственных учреждений, а также Европейского инвестиционного банка (ЕИБ).

После того как в конце 2009 года нидерландский производитель спортивных автомобилей Spyker Cars выкупил Saab у американского гиганта General Motors (GM), новым хозяевам так и не удавалось найти стратегического инвестора. GM заставил российского банкира Владимира Антонова продать его акции в Spyker в качестве условия сделки, после чего Saab стал постоянно сталкиваться с финансовыми проблемами. Кроме того, предприятие оказалось не в состоянии обеспечить плановые производственные показатели для достижения рентабельности. Так, в первом квартале этого года Saab выпустил 10 тыс. машин, из которых реализовано около 9,8 тыс. Между тем, по данным самого Saab, для получения прибыли необходимо продавать не менее 80 тыс. автомобилей в год. «Мы рассчитываем, что уникальный бренд Saab, основанный на авиационных технологиях и скандинавских ноу-хау, отлично зарекомендует себя на китайском рынке», – подчеркнул Мюллер. Поскольку власти КНР установили заградительные таможенные пошлины на ввоз иномарок, внедриться на местный рынок можно только посредством создания совместного предприятия.

Виктор Мюллер рассчитывает, что шведские власти не только согласятся на сделку с Hawtai, но и разрешат Антонову стать акционером Saab. В этом случае китайцы и структуры Владимира Антонова станут владельцами 30-процентных пакетов, а оставшаяся доля будет принадлежать Spyker. В обмен на 30-процентный пакет российский банкир намерен приобрести производственные здания в Троллхэттене, чтобы затем сдавать их в аренду Saab. Правительство Швеции, как следует из заявлений чиновников, не возражает против вхождения Антонова в состав акционеров, однако Saab пока не удается договориться с ЕИБ, который финансировал сделку Spyker c GM под гарантии шведского правительства.