В исследовании приводится динамика рынка платных медицинских услуг в 2023 г., представлены данные о ценах и спросе на услуги сетевых и несетевых негосударственных клиник, а также лабораторий. По итогам прошлого года средний чек в платной клинике составил 3754 руб. — это на 10% выше, чем в 2022 г.
При этом число покупок выросло на 24%, а общий объем продаж — на 34%.
Понятно, что средний чек в медицине — это вроде «средней температуры по больнице», поэтому авторы исследования особо отмечают, что главным драйвером роста стали стоматологические услуги, средний чек по которым за год вырос на 13% и достиг 8252 руб. В то же время число покупок в стоматологии отстает от среднего по рынку: оно выросло на 14%, а объем продаж — на 27%.
Как поясняют авторы исследования, столь заметный рост цен был связан с «отскоком» потребительских трат в медицинской сфере после низкой базы 2022 г. Росту продаж способствовал отложенный спрос, реализованный в минувшем году, а также замещение ряда ушедших с рынка марок новыми брендами.
Важно, что у пациентов формируется доверие к новым брендам, которые заместили ушедшие из России импортные препараты. Впрочем, замена импорта имеет и побочный эффект — рост цен. И он, к сожалению, также сохранится, хотя и будет меньше, чем в 2023 г., считает Вадим Ткаченко, президент АНО «Стационарозамещающие технологии».
Генеральный директор Will White Clinic Милена Вилинская также считает, что ключевым трендом в частном здравоохранении стал рост цен на услуги. «К сожалению, средний чек вырос, но маржинальность осталась прежней, что не сулит развития», — говорит она. По мнению Вилинской, ускорится процесс укрупнения сетевых клиник, рост региональных и федеральных сетей. Функционирование на рынке частных медицинских организаций во многом будет зависеть от эффективности коммерческой политики и, главным образом, способности быстро реагировать на меняющиеся условия рынка.