Слишком дорогой Константин Андреевич

21 июня 2007, 00:00

Азартность русских коллекционеров, сделавшая в этом году самым дорогим произведением отечественной живописи «Радугу» Константина Сомова, в ближайшее время подстегнет цены на русское искусство всех времен и стилей

На деле в Лондоне два крупнейших аукционных дома, Christie’s и Sotheby’s, соревновались в продажах русской живописи. В результате Sotheby’s продал больше, а Christie’s установил новый рекорд стоимости.

13 июня 2007 года автором самой дорогой картины, когда-либо написанной русским живописцем и выставленной на аукцион, стал Константин Сомов. Его «Радуга», стартовав с 400 тыс. фунтов стерлингов, была продана за 3,3 млн (на самом деле анонимный покупатель заплатил больше, но общая сумма в 3 млн 716 тыс. фунтов включает комиссионные Christie’s).

 pic_text1 Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсант; AFP, AKG/East News
Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсант; AFP, AKG/East News

Сенсацией стала не столько сама сумма, сколько тот факт, что она была отдана за картину художника, чьи работы никогда не продавались так дорого. 2,3 миллиона, за которые ушел на Sotheby’s «Натюрморт с иконой и кувшином» одного из отцов русского авангарда Михаила Ларионова, выглядят куда более логичной ценой. Картина Сомова оставила позади даже работы любимого художника анонимных российских коллекционеров последних лет — Ивана Айвазовского: его «Американский корабль у скал Гибралтара» был продан за 2,7 млн фунтов, причем торги тоже начались с 400 тысяч. Никто не сомневается в качестве картин, написанных Сомовым и другими русскими художниками его эпохи. Но не стоит поспешно делать вывод, что мирискусники и их современники входят в моду. Безусловно, их работы совсем не дешевы, но результаты «русских аукционов» Christie’s и Sotheby’s говорят скорее о том, что дорожает русское искусство всех времен и направлений. Всего за неделю торгов сумма продаж составила почти $80 млн (44,9 млн у Sotheby’s и 35,9 — у Christie’s). При этом «личные рекорды» поставили и популярный в последние годы Александр Яковлев (2 820 000 фунтов), и далеко не самый известный академический пейзажист XIX века Лев Лагорио (1 476 000 фунтов), и нонконформист Олег Целков, и портретист Брежнева Дмитрий Налбандян, и русский импрессионист Константин Коровин.

Причиной подобных рекордов становится непредсказуемая мода на имя или стиль. Как сказал директор «русских продаж» Christie’s Алексис де Тизенгаузен, «качество приносит предвкушение, волнение и рекордные цены». Азарт покупателей из России, как правило анонимных, их желание непременно перебить цену конкурента во время торгов увеличивает стоимость картин в несколько раз, и предсказать, какой художник «вырастет в цене» в следующий раз практически невозможно. Но русская живопись, раз уж она стала предметом интереса столь страстных любителей прекрасного, будет дорожать в любом случае.

Константин Андреевич Сомов родился в Петербурге в 1869 году в семье хранителя коллекций Эрмитажа  А. И. Сомова. Был одним из основателей и активных участников объединения «Мир искусства». Сомов известен не только как живописец — он иллюстрировал поэтические сборники русских символистов, отечественную и мировую классику. В 1923-м уехал из России, умер в Париже в 1939-м.