Карета «Берлин»

Среда обитания
Москва, 11.10.2007
«Русский репортер» №19 (19)
«Берлины» — четырех-местные кареты — были популярны в Европе. Эта карета из Государ-ственного исторического музея — парадна

Карета была изготовлена французским каретным мастером Этьеном Кенелем в 1760-е годы специально для семьи графов Матюшкиных.

Судя по пропорциям и декору, она была создана под влиянием стилей рококо и классицизма. В убранстве экипажа особое место занимают живописные композиции. Двери, передняя и задняя стенки кузова украшены изображениями герба графов Матюшкиных, — это полихромная роспись с преобладанием красного и золотого. Резной золоченый картуш (украшение в виде щита) из перламутра и фольги выделяет гербовые знаки на общем декоративном фоне. Позже ранние геральдические изображения были закрыты накладными металлическими гербами дворянской фамилии Глебо-вых-Стрешне-вых, последних владельцев экипажа.

Первой владелицей экипажа была графиня Анна Алексеевна Матюшкина (1722–1804), урожденная княжна Гагарина, статс-дама императрицы Екатерины Великой и обер-гофмейстерина при дворе императора Павла I.

Ее супруг Дмитрий Михайлович Матюшкин в 1762 году был отправлен к венскому двору с объявлением о вступлении на русский престол Екатерины II. Последней хозяйкой кареты стала Елизавета Петровна Стрешнева (1751–1837), супруга известного русского военного деятеля генерал-аншефа Федора Ивановича Глебова.

Юрий Фагурел, научный сотрудник отдела дерева и мебели ГИМ

У партнеров

    «Русский репортер»
    №19 (19) 11 октября 2007
    Занавес
    Содержание:
    Одежда для голого президента

    Редакционная статья

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Репортаж
    Реклама