Двенадцатого марта отечественные правоохранители задержали сотрудника компании «ТНК-ВР Менеджмент» Илью Заславского и его брата Александра — руководителя Клуба выпускников Британского совета. Как утверждают в Центре общественных связей ФСБ, «братья Заславские были задержаны при попытке получения закрытой информации, составляющей коммерческую тайну, от гражданина России — сотрудника одного из режимных предприятий нефтегазового комплекса». По информации ФСБ России, они осуществляли незаконный сбор закрых коммерческих сведений в пользу ряда иностранных нефтяных и газовых компаний.
Уже в день задержания подозреваемых освободили под подписку о невыезде. Вообще-то российские суды, мягко говоря, не злоупотребляют этой практикой, однако в данном случае она вполне обоснованна, считает вице-президент Международного союза адвокатов Генрих Падва.
— Нет ничего странного в том, что братьев Заславских освободили под подписку о невыезде. Ведь речь здесь идет о промышленном шпионаже, а не о разглашении гостайны, эти преступления несопоставимы по тяжести, — утверждает адвокат.
Надо сказать, что братья Заславские обвиняются по весьма экзотической для России статье. Если дело дойдет до суда, оно может стать своеобразным прецедентом: реальных сроков за подобные правонарушения никто еще не получал.
— На моей памяти это вообще первое дело, которое возбудили по статье «Промышленный шпионаж», хотя за рубежом такие процессы — сплошь и рядом, — говорит Падва.
Девятнадцатого марта в рамках этого уголовного дела были проведены выемки в компаниях ТНК-ВР и «ВР Трейдинг ЛТД». В ходе выемок, как утверждают в ФСБ, «были обнаружены и изъяты вещественные доказательства, подтверждающие факт промышленного шпионажа». В качестве улик выступают «копии документов органов государственной власти и управления Российской Федерации, докладных и аналитических записок, касающихся тематики недропользования, по предварительной оценке отнесенных к коммерческой тайне; визитные карточки сотрудников иностранных военных ведомств и ЦРУ».
Приведенный ФСБ список доказательств выглядит по меньшей мере странно. Копии документов органов государственной власти не могут быть отнесены к коммерческой тайне. Тут уж или государственная — или вообще никакой. Да и визитные карточки злодеев вряд ли будут приняты к рассмотрению даже самым пристрастным судом, они заинтересуют разве что частных детективов.
Единственное, что действительно может указывать на шпионскую деятельность Заславских, — докладные и аналитические записки. Впрочем, согласно закону «О коммерческой тайне» секретными считаются лишь документы, имеющие гриф «коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации. Все прочие бумаги могут считаться конфиденциальными — то есть за их распространение компания может оштрафовать или уволить работника, а также подать на него в суд с требованием возместить убытки, однако под действие Уголовного кодекса разглашение или распространение этой информации не подпадает, уголовное дело может быть возбуждено лишь по факту хищения специально «проштампованных» документов.
Но гриф «коммерческая тайна» либо есть — либо его нет, почему же тогда ФСБ говорит о «предварительной оценке»? Создается впечатление, что набор улик против братьев Заславских правоохранительные органы привели просто для того, чтобы придать большую весомость обвинениям. Как могли сыщики рассчитывать получить при выемке что-либо компрометирующее подозреваемых, если всю неделю между задержанием и обысками те провели на свободе? Можно ли себе представить, что у Заславских не хватило ума уничтожить все свидетельства преступной деятельности, буде таковая имела место?
Вся эта история породила массу слухов о том, что «шпионское дело» — не более чем предлог для многочасовых обысков нефтяного гиганта ТНК-ВР. Некоторые эксперты уже предположили, что грядет новый передел сырьевого рынка, в ходе которого «Газпрому» отойдет 50-процентный пакет акций ТНК-ВР,
которым владеет группа «Альфа-Аксесс-Ренова» (компании Михаила Фридмана, Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника соответственно). О том, что активы российского подразделения BP «соответствуют интересам» «Газпрома» в нефтяных активах, еще осенью заявил зампред правления российской газовой корпорации Александр Медведев. Тогда руководители «Альфа-Аксесс-Ренова» ответили, что «рассуждения о планируемой продаже доли российскими акционерами ТНК-ВР не соответствуют действительности». Вполне возможно, что дело Заславских призвано дать новые убедительные аргументы, которые помогут «Газпрому» сформулировать предложение, от которого альфа-олигархи отказаться уже не смогут.