Ласковый Обамец

Виталий Лейбин
редактор отдела науки и технологии журнала «Эксперт»
16 июля 2009, 00:00

Не успел Барак Обама вернуться домой из Москвы (с заездом в Италию), как на родине был обвинен в фальсификации истории и в потакании врагам. Не то чтобы американский президент нуждался в защите от своих, но справедливость тоже ведь не пустой звук. Не виноватый он! Не потакал он нам.

Дело было так. Обама выступил в Российской экономической школе. Самым оригинальным в этом выступлении было то, что он трижды процитировал слова неназванного русского студента (студентки?): «В действительности мир не так рационален, как на бумаге». Догадались? Это — продукт неграмотного перевода на английский изящной русской поговорки: «В действительности все не так, как на самом деле».

Американские комментаторы обошли стороной интригующий вопрос о неизвестной (наверное, все-таки) студентке, которая в далеком 1993 году попыталась в доступной форме рассказать Обаме о русской душе. А придрались к достаточно невинной фразе. «Холодная война закончилась благодаря многолетним усилиям многих стран, а также благодаря тому, что народы России и Восточной Европы преисполнились решимости сделать так, чтобы эта война окончилась мирно», — заявил президент США.

Бывшая замгоссекретаря Лиз Чейни в заметке в The Wall Street Journal злобно отвечает: «Есть две разных версии, объясняющих окончание холодной войны, — правдивая и российская. На прошлой неделе в Москве Обама поддержал российскую версию». А «правдивая» версия, по ее мнению, состоит в том, что демократические США во главе НАТО победили империю зла и освободили народы мира от СССР — России.

Чейни также показались недостаточно патриотичными следующие слова Обамы на саммите НАТО в апреле этого года: «Я верю в исключительность Америки, ровно так, как, я полагаю, бритты верили в свою исключительность, а греки — в свою».

Высокое понимание американской миссии, а также трактовка «правды» — это вовсе не бзик республиканцев. Именно нынешний госсекретарь Хиллари Клинтон в свое время внесла в конгресс законопроект об учреждении медали за победу в холодной войне. Российская позиция по поводу итогов холодной войны состоит в том, что мы не проиграли. Мы сами решили отказаться от политической и экономической системы СССР, мирно «отпустили» Восточную Европу и советские республики, для того чтобы начать новую жизнь и избавить мир от блокового противостояния. Такая позиция разумна, потому что иначе нам придется признать поражение и соответственно все современные формы контрибуций и репараций. Поражение вынуждает либо постоянно сдаваться, либо злобно пестовать комплекс обиженной нации. По жизни лучше признавать, что все зависит от нас, как бы ни гадила мировая закулиса.

Обама вовсе не сказал, что Россия не потерпела поражения в холодной войне, он лишь чуть подыграл. Его слова можно понять и так и эдак. Так, «многолетние усилия многих стран» — это, скорее, про НАТО, а вот «решимость» может быть и нашей решимостью мирно сдаться. В своей многозначности он следовал совету бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера, который утверждал, что «у русских должно сложиться впечатление, что к их мнению прислушиваются». То есть надо не прислушиваться, а производить впечатление. И если мы все еще меняем лас­ковые речи на реальные уступки, как дикари — золото на безделушки, то «в действительности» мы таки проиграли…