Россия — вперед?

От редактора
Москва, 15.09.2011
«Русский репортер» №36 (214)

Поправьте меня, если я не права, но думаю, что среди тех, кто 10 сентября искренне радовался победе Александра Сокурова на 68-м Венецианском кинофестивале, тех, кто видел его фильм «Фауст», было абсолютное меньшинство.

Не думаю, что это соотношение существенно изменится и в будущем. Разве что в отдаленном, когда те, кто радовался итогам фестиваля в 2011 году, состарятся и умрут, а новые поколения кинозрителей все это время будут нет-нет да и смотреть Сокурова. Может быть, даже всего.

Хотелось бы, конечно, по-дру­гому. Хотелось бы, чтобы вся страна, а не только ее кинокритики, сидела бы 10-го вечером у телевизора (или в интернете) и, сжав кулаки, болела за своего режиссера, который вот-вот получит одну из главных кинематографических наград мира. И чтобы, увидев Сокурова на сцене с ма-а-аленьким «Золотым львом» в руках, эта страна удовлетворенно вздохнула и сказала: да, у этого жюри с головой все в порядке, это ведь правда лучший фильм, который мы видели.

А если бы, например, Сокуров не получил никакой награды — чтобы вся страна, заливая диваны пивом и размахивая руками, ожесточенно кричала председателю жюри: «Где твои глаза?!», «Судью на мыло!» и что там еще кричат футбольные болельщики в  таких случаях.

Да, я действительно завидую футбольным болельщикам. В их сплоченной патриотической среде большие победы родных команд находят гораздо больший отклик, чем не менее большие победы наших фильмов — в среде кинозрителей, потому что болельщики, в отличие от кинозрителей, знают, чему радуются. Они смотрели матч, они хоть раз видели, как играет команда-победитель, они в курсе, где на поле ворота. А вот кинозрители — далеко не всегда.

Конечно, в этом есть своя логика: все-таки большие фестивали показывают и награждают совсем новое кино, которое пока что видели только специалисты. Хорошо. Но кто из радовавшихся победе Сокурова смотрел предыдущие три фильма его тетралогии, закончившейся нынешним «Фаустом»?

Получается, что победить на крупном международном фестивале — это, конечно, круто, Рос­сия-вперед и танки-наши-быстры. А вот посмотреть фильмы Сокурова, Звягинцева и других наших «экспортных» режиссеров в родном прокате — это удовольствие для маргиналов, голимый артхаус и «российское кино в жопе». 

Пора осознать простую истину: никто не покажет нам наше кино, если мы сами себе его не покажем. Премия «Оскар» уже больше 70 лет ежегодно берет на себя труд расставлять приоритеты для широкого зрителя внутри американского (и чуточку — мирового) кино. Оскаровские лауреаты называются по итогам годового проката, так что простые зрители имеют возможность следить за премиальной гонкой, строить предположения, делать ставки и грызть ногти во время прямого эфира церемонии награждения. Ничего не напоминает?

Наши премиальные институты — «Ника» и «Золотой орел» — с такой задачей откровенно не справляются: это внутрикинематографистские терки, а не подведение итогов проката по всей стране.

Вот и выходит, что о том, что происходит у нас в кинематографе, мы узнаем от иностранцев. Как будто нам нужно, чтобы кто-то извне сказал, какие мы хорошие, — например, венецианское жюри под предводительством американца Даррена Аронофски. Тогда мы, может быть, в это поверим и обратим наконец на себя внимание.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №36 (214) 15 сентября 2011
    Трагедия в Ярославле
    Содержание:
    Город без команды

    На церемонию прощания с хоккеистами «Локомотива» в Ярославле пришли сто тысяч человек. Для города с шестьюстами тысячами жителей — цифра, потрясающая воображение. Но в самом Ярославле этому никто не удивился. Попасть в «Локомотив» мечтают все здешние мальчишки. Получается, естественно, у единиц. Но и остальные, как правило, не жалеют, что попробовали. Хоккей в этом городе едва ли не основной способ социализации, а «Локомотив» был главной гордостью нового, постсоветского Ярославля. Катастрофа Як-42Д не только привела к гибели десятков людей, но и нанесла тяжелый удар по чувству ярославской идентичности, сильно развитому у горожан

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Реклама