«Если инфраструктура тормозит экономику региона, надо менять инфраструктуру»

Ямал
Москва, 11.10.2012
«Русский репортер» №40 (269)

Как именно решается проблема создания достаточно плотной сети автодорог в регионе? Каковы технические и экономические особенности строительства дорог в регионах Русского Севера, в частности на Ямале?

«Достаточно плотной» — это пока только наши намерения и мечты. Сейчас главное — связать с Большой землей, в частности, наш административный центр Салехард. До сих пор в город на полярном круге можно добраться только самолетом, летом еще по реке. Как и к нашим соседям: в столицу Ненецкого округа Нарьян-Мар доехать по сети общероссийских дорог невозможно. Но в нашем регионе ждать осталось недолго. Трасса Салехард — Надым уже строится, и строится опережающими темпами: 330 долгожданных километров. Автодорога проходит в одном коридоре с Северным широтным ходом. Проект включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов Уральского федерального округа. Назначение дороги стратегическое — устранить инфраструктурные ограничения автономного округа, создать благоприятный инвестиционный климат, а также способствовать комплексному освоению ресурсного потенциала региона. К 2015 году Салехард будет соединен с общероссийской сетью автомобильных дорог. Выход на нее получат еще шесть ямальских населенных пунктов. Ожидаемый объем грузоперевозок в зоне тяготения дороги к 2020 году достигнет 97 млн тонн в год. Финансирование проекта осуществляется из бюджетов ЯНАО и Тюменской области по программе «Сотрудничество» (общий объем средств — порядка 44 млрд рублей; 27,4 — из бюджета ЯНАО, 16,6 — Тюменской области. — «РР»). Следующий этап — строительство автодорог, соединяющих административные центры Ямала с дорожной сетью окружного значения (общий объем расходов окружного бюджета на эти цели составит 96 млрд рублей. — «РР»). Пока же, если говорить в общем, из-за географических и прочих особенностей плотность автомобильных дорог в регионе почти в тридцать раз ниже, чем в Тюменской области, и более чем в двадцать раз ниже, чем в среднем по стране (99 из 118 населенных пунктов ЯНАО не имеют постоянной автотранспортной связи. — «РР»).

Какие выводы были сделаны?

С дискриминацией, если можно так выразиться, боремся программно-целевым методом. За три последних года финансирование содержания автомобильных дорог увеличилось в два раза. В 4,4 раза выросло финансирование ремонта, в шесть раз увеличились бюджетные вливания в капремонт дорог. При этом темпы дорожного строительства наращиваются. Одним из самых крупных транспортных проектов на сегодняшний день на Ямале является уже названная автодорога Надым — Салехард. И знаете, что интересно... Технологии не меняются уже много лет. Но дороги не появлялись долгие годы. Понимая, что инфраструктура тормозит экономику всего региона, ждать не стал. Решил менять инфраструктуру. Сегодня уже никто и не вспомнит, что еще одну важную для нас дорогу Салехард — Аксарка не могли построить 15 лет. Что держало, не мне отвечать. Но в течение полутора лет мы ее сделали. Все ездят и не задумываются: «А целесообразно ли было ее строить и тратить деньги?» Так и с новой дорогой. А технологии, безусловно, природосберегающие. Основные проходки по тундре производились в зимнее время. За пределы обозначенного коридора спецтехника не выходит и сейчас. Все понимают ответственность. Материалы используются самые современные и только адаптированные к нашим арктическим широтам. Дорога согласовывалась с оленеводами. Учитывалось, где и как будут двигаться стада оленей. В итоге установлены специальные места перехода через трассу. Сложность была и психологическая у дорожников, я это тоже знаю. Дорога идет параллельно трагически известной стройке сталинских времен. В одном коридоре с фактически памятником истории — 501–503 стройками. Но строители молодцы, я доволен профессиональным уровнем, все работы ведутся очень аккуратно.

Насколько вообще быстр прогресс в области развития технологий строительства в условиях мерзлоты, в том числе строительства жилых домов?

Городов огромных на Ямале не будет. Даже с учетом супертехнологий. Мы в таких арктических широтах, без сомнений, освоились: пример — Салехард, плывущий над землей город на сваях. Но все, что находится выше полярного круга, а это национальные поселки, будет не расти, а совершенствоваться. У нас есть опыт Яр-Сале — села с современными домами, самыми комфортными школами и центрами оздоровления, — по этому пути и намерены идти. Если наши населенные пункты в арктических широтах придется накрыть большим куполом, чтобы людям там было комфортно жить, мы это сделаем. Такова мировая практика: приезжаешь, например, в северную страну Норвегию и не видишь разницы по уровню развития и комфорта проживания с Францией и Германией — это европейская страна. У нас в России тоже не должно быть крайностей и различий. Что касается технологий, главное — не навредить экологии и самобытности региона. Для нас ценно, что с увеличением промышленной нагрузки растет и численность коренных малочисленных народов Севера. Демография не растет в регионе, где не хочется жить. Сегодня каждый шаг, который мы делаем на арктической территории Ямала, инновационный. Потому что до нас этого не делал никто. Например, применяемые материалы — мы пользуемся тем, что лежит под ногами. Песок, щебень — это природное, наше. Мы можем создавать у себя заводы удобрений, инновации связаны с заменой металлов на композит — это та же органика и газохимия. Думаю, что современный мир будет меняться с переменой материалов, используемых в строительстве. На Ямале мы идем по этому пути.

Каков опыт ЯНАО в развитии авиационного сообщения? Как вообще можно стимулировать доступность услуг авиаперевозок между отдаленными частями нашей страны?

Развитие региональной авиации, компенсирующей недостаток автомобильных дорог, имеет особое значение. Сегодня в ЯНАО субсидируются 26 межмуниципальных и 11 межрегиональных социально значимых маршрутов. Льготные тарифы установлены на уровне 45–60% от экономически обоснованных. Проводится поэтапная замена устаревших воздушных судов. За последние два года приобретено 16 единиц техники (восемь самолетов «Боинг-737», один А-320, семь CRJ. — «РР»). Реализуется региональная программа по развитию аэропортов на территории ЯНАО до 2020 года, цена которой — 10,5 млрд рублей. Задача — предоставить населению возможность свободного передвижения по своей территории. Я обратился к министру транспорта с просьбой включить в федеральную целевую программу софинансирования мероприятий по строительству площадок для малой авиации в национальных поселках Мужи, Горки и Яр-Сале. Мы эти площадки строим, но их недостаточно. Ямалу необходимо обеспечить доступ малой авиации еще к семи населенным пунктам. Свою региональную авиакомпанию «Ямал» мы будем поддерживать, но очевидно, что без внебюджетных и федеральных средств округу быстро не справиться. Ключевые транспортные узлы — крупные аэропорты — мы благодаря решению президента РФ перевели в собственность округа. Сейчас планируем масштабную реконструкцию с последующим получением статуса международных. Точно нужен международный терминал в Салехарде и Новом Уренгое. И это не только ради деловой авиации, прежде всего запрос есть у населения. Сегодня, чтобы попасть в ближнее и дальнее зарубежье, ямальцы проделывают слишком долгий и затратный путь.

Насколько более оживленным станет Северный морской путь в результате завершения начатых инфраструктурных проектов, включая строительство порта в Сабетте?

При активной эксплуатации Северного морского пути 60 миллионов тонн в год — это не предел. Безусловно, это проекты не одного года и даже не пяти лет. Это очень сложная инфраструктура, самая северная в мире. Связать Северный широтный ход с портом Сабетта непросто, но это новый ресурс для многих регионов. Мы рассматриваем Сабетту не только как порт для экспорта углеводородов. Новый морской транспортный терминал может стать многофункциональным портом для экспорта и импорта разных грузов. У него уникальное месторасположение: до Парижа и до Пекина от Сабетты одинаковое расстояние. А это значит, что мы можем соединить рынки Азии и Европы, рынки Америки. Севморпуть при той загрузке, которая планируется, практически не будет замерзать. Ледоколы будут вскрывать льды для круглогодичного хода. Мы сможем использовать этот коридор ежедневно —  для экспорта газа Ямала, металла Урала, зерна Сибири, угля Кемерова, продукции Казахстана… Многие регионы и республики, которые сегодня не имеют выхода к Арктике, получат надежный северный путь доставки. Такая же история с импортом.

Новости партнеров

    «Русский репортер»
    №40 (269) 11 октября 2012
    Грузия
    Содержание:
    Грузинские ответы на главные русские вопросы

    Михаил Саакашвили стал президентом Грузии в 2004 году, после чего буквально перевернул бывшую советскую республику с ног на голову — или с головы на ноги. Он провел целую серию реформ, о которых в России только говорят. И сделал это предельно жестко, без оглядки на авторитеты предыдущего поколения, сложившиеся политические и бытовые традиции, неформальные связи и личную дружбу. В этом смысле результат правления Саакашвили очень интересен для исследования как возможный ответ на популярные русские вопросы — от борьбы с коррупцией до необходимости шоковых реформ. На примере Грузии мы можем наглядно проследить, что произойдет, если то или иное политическое начинание довести до его логического конца

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Репортаж
    Реклама