Международный кинофестиваль в Роттердаме
23 января – 3 февраля
Мнение
Фестиваль без границ
Один из давних сотрудников Роттердамского кинофестиваля как-то сказал, что это самый большой среди маленьких фестивалей и самый маленький среди больших.
Вообще-то размер фестиваля давно не имеет принципиального значения. Главное — не количество фильмов, которые с каждым днем становятся все более доступными и без фестивалей, а их сочетание, то есть программирование и кураторство. А в условиях жесткой конкуренции фестивалей между собой роль куратора становится особенно важной, и требования к нему только растут.
Роттердам в этом смысле — один из самых креативных фестивалей. Он, кажется, одним из первых вынес кино за границы кино. Сначала в буквальном смысле: когда много лет назад сосредоточился на новых территориях, прежде всего восточных, раз и навсегда покончив с фестивальным «европоцентризмом». Потом — в переносном: когда стал рассматривать кино как вид современного искусства, показывая его в галереях и заказывая кинорежиссерам инсталляции по мотивам их фильмов. А позже — и технологически: когда стал экспериментировать с самим способом показа фильмов, проецируя их, к примеру, на верхушки роттердамских небоскребов — еще один современный «экран» наравне с ноутбуком, айфоном и айпадом.
Одна из самых экспериментальных программ этого года называется Sound Stages («Пространства звука») и посвящена роли звука (и шире — акустики) в кино. Речь не только о том, как со звуком работают в фильмах, но и об акустическом пространстве кинозала, которое во многом и превращает киносеанс в событие, переживание, в специфический опыт.
Каждый фильм мы не просто слышим, но еще и «смотрим ушами» — разумеется, бессознательно. Осознать это бессознательное восприятие как раз и предлагают в этом году в Роттердаме.
Евгений Гусятинский, кинообозреватель «РР»
Паркер
Тейлор Хэкфорд
Профессиональный вор мстит своим бывшим подельникам, которые когда-то его кинули, и хочет украсть у них то, что они украли в ходе своего последнего ограбления. Для этого он сближается с девушкой из отряда врагов. Недурной криминальный триллер про то, как вор у вора дубинку украл, а потом этой же дубинкой шарахнул его по голове, но тот выжил и пошел отбирать дубинку обратно. В главных ролях Джейсон Стэтхэм и Дженнифер Лопес.
Никто не выживет
Рюхэй Китамура
Банда головорезов, орудующая на темном шоссе, похитила и заперла в заброшенном доме парня и девушку — молодую счастливую пару. Однако вскоре заложница умирает, а заложник сбегает и сам объявляет охоту на своих охотников. Отличный ужастик про жертву, которая становится страшнее своих палачей и умудряется перещеголять их в плане жестокости и кровожадности. Режиссер — изобретательный хоррормейкер Китамура.
Тепло наших тел
Джонатан Ливайн
Мир находится на грани вымирания. Покойники ходят по земле и норовят употребить в пищу живых, которых почти не осталось. Перемены начинаются тогда, когда один зомби спасает девушку вместо того, чтобы ее съесть, навлекая на себя и свою избранницу массу неприятностей. Подростковый комедийный хоррор про то, что и зомби любить умеют, особенно своих жертв, и про то, что такая любовь бывает взаимной.
Привет, мне пора
Тодд Луисо
Эми разведена и несчастна. Уже в зрелом возрасте ей приходится вернуться в родительский дом. Депрессия вот-вот одолеет ее, но тут на горизонте появляется некий девятнадцатилетний юноша, ее последняя надежда на спасение. Независимая романтическая комедия, главное достоинство которой — актриса Мелани Лински, звезда «Небесных созданий» Питера Джексона, в которых она дебютировала вместе с тогда еще безвестной Кейт Уинслет.