Встреча

От редактора
Москва, 21.02.2013
«Русский репортер» №7 (285)

— И наконец в каком-то проблеске внутреннего света, не слишком ярком, я пришел к тому, к чему стремился, хотя мне было не совсем ясно, к чему именно я стремлюсь. Впоследствии я с интересом читал о подобных вспышках у других. У [протоирея Александра] Шмемана, между прочим, подобную вспышку дал солнечный зайчик от автомобильного стекла… — так Григорий Соломонович Померанц, ушедший от нас в прошлую субботу, рассказывал о своем опыте становления личности. Личность ведь не дается с чертами характера по факту рождения, воспитания и образования. Ее нужно постараться сделать из себя самому.

Помню, как-то раз мне посчастливилось прийти в его небольшую квартиру в связи с редактурой другой лекции. Столько света, любви и спокойного счастья я, пожалуй, не видел нигде, кроме как в доме Григория Померанца и его супруги Зинаиды Миркиной. И на лекции на пике большого кризиса в 2008 году он говорил не о мировой ситуации и даже не о культуре и цивилизациях, а прямо о личности. Потому что это лежит в основании мира и это же — самая современная мировая повестка.

Григорий Померанц был одним из немногих, кто читал — и имел на это право — лекции не только о своем научном предмете, но и об основаниях жизни. Таких людей в любой культуре немного. Вот, скажем, почти бывший теперь римский папа Бенедикт XVI читал лекцию в немецком парламенте в 2011 году. Там же читал и философ Юрген Хабермас. Наш парламент, правительство и прочая «элита», к сожалению, не успели созреть мыслью и душой для того, чтобы стоя аплодировать великим представителям своей культуры.

Бенедикт XVI в бундестаге говорил: «Уберите справедливость — и чем же тогда будет государство, как не шайкой разбойников?.. Мы, немцы, по собственному опыту знаем, что эти слова не пустой звук». Тамошние политики тоже, вероятно, в тряпочку плевались над как бы наивными, а на самом деле рациональными основаниями, но тихонько. У наших же «прагматический» цинизм все еще в моде, что мешает им не только думать и управлять, но даже просто говорить так, чтобы потом не было мучительно стыдно. Самым «хитроумным» приходят в голову плохо понятые из прошлого века манипулятивные «фишки» про управление «массами» и идеологию — светские и как бы религиозные.

Но итог ХХ века кроме кровищи был еще и в том, что социальное благополучие и образование делают бессмысленной любую манипулятивную власть. Недаром власти по всему миру пытаются все чаще заигрывать с религиозными основаниями и «мистикой для бедных». Это от слабости и растерянности. Померанцевское «становление свободной личности» стало, конечно, не реальностью, но уже возможностью, которую не ограничишь никаким сословным, образовательным или имущественным цензом, в том числе и благодаря великим личностям и образцам. В лекции 2005 года Григорий Померанц (полемически) цитировал митрополита Антония Сурожского: «Нам нужны люди, пережившие встречу… Конечно, не у каждого может быть встреча такая, как у апостола Павла, но какая-то встреча должна быть у каждого. Нам нужны люди, которые пережили встречу, а потом живут, мыслят и действуют свободно».

Мы прощаемся с великими людьми великого поколения 60-х. Они сделали свое дело: победили в войне и построили наш мир. И пережили свои, далеко не всегда, конечно, собственно религиозные, но «встречи». А мы? Будем самодовольно потреблять ширпотреб и протухшие массовые идеологии, расставленные на полочках, как в супермаркете, — от державного православия до, так сказать, гендерного либерализма?

Или все же попытаемся?

У партнеров

    Реклама